Избранное сообщение

Переезд

В общем теперь у меня новый сайт. Тот же блог, но уже на домене первого уровня https://survivalpanda.ru/ Здесь же статьи продолжу выкладыва...

воскресенье, 9 июля 2017 г.

Отчет о попытке восхождения на Эльбрус с Востока. Лето 2017г.

В этой статье я хочу рассказать про попытку восхождения на восточную вершину Эльбруса с востока же.

Как я уже писал в статье про весенние альп. сборы - традиционный маршрут "с Юга" мне не понравился своей многолюдностью и насыщенностью техникой. Поэтому, когда друзья позвали меня на восхождение с Востока, с радостью ухватился за эту идею.

Не смотря на то, что восхождение удачным не было по причине погоды сам маршрут показался мне весьма интересным, поэтому постараюсь подробно про него расписать.

Часть пути является не тяжелым трекингом с элементами горного туризма, поэтому тем, кого интересует данная тема или кто планирует походы по приэльбрусью данный отчет тоже будет полезным.

Список снаряжения по ссылке

Поделиться:

Заброска. Первая часть ее - плацкарт фирменного поезда Москва-Нальчик. Фирменные поезда меня крайне радуют наличием кондиционеров, розеток в каждом отсеке, а также приличными био-туалетами.

По составу периодически проходит начальник поезда, собирая лайки, в смысле - отзывы о работе. А еще периодически проходил милицейский патруль. Благодаря этому откровенно пьяных барагозящих граждан не было ни видно ни слышно.

Еще небольшое лирическое отступление. Я уже писал в своем хибинском отчете, что туристические газовые баллоны начали вызывать все больше вопросов при проходе сканеров на вокзалах и метро.

Не смотря на это мы все же решили идти на газе, используя для готовки персональную систему приготовления пищи MSR Reactor в составе масштабируемого набора. Тем более, что официальный представитель Fire Maple в России выступил этаким спонсором и выделил нам четыре больших 450 граммовых баллона.
Расчет был - 50 грамм на человека в сутки. Как раз на две недели на троих человек. Этот газ без проблем работал практически до 4500, а выше мы не устраивали стоянок.

Баллоны ехали в моем рюкзаке. Это при прохождении множества рамок меня весьма нервировало. Но риск был оправдан, даже если бы все баллоны изъяли в Нальчике их было бы не проблема купить. Внимание газ привлек только один раз, меня подозвала женщина оператор сканера и спросила, - что за баночки на экране? , на что я ответил, что это баночки для туризма. На этом вопрос был исчерпан и я прошел в здание вокзала.

Вторая часть заброски - дорога Нальчик- пос. Эльбрус.

Тут есть два пути. Самый удобный для небольших групп - такси прямо от вокзала. Таксисты просят 2000р. Смело торгуйтесь, красная цена - 1500р. Самые красноречивые доедут за тыщу, столько стоит попутка.

Также можно доехать на общественных газельках, но с гораздо меньшим комфортом. Цена, если не ошибаюсь, - 350р.

В самом поселке рекомендую остановится в кемпинге "Сакля". Он находится сразу после моста через Баксан. Поставить палатку стоит 150р с человека в суки. Мы собственно там и остановились.
Установили мою новенькую Alexic Matrix 3. Ее обзор еще будет отдельно.

Сами отправились на заброску еды к месту следующей ночевки.

Вообще подобный опыт был для меня внове. График движения можно назвать челночным, или движением гусеницей. Каждый день первую половину дня мы переносили лагерь и вещи к месту заброски, а затем переносили заброску (а это практически вся еда и альп. железки) к месту следующей ночевки. Так и ходили туда-сюда. Исключение было сделано только для перехода через ледник, как мера увеличивающая безопасность.

Не могу сказать, что такой вариант движения мне понравился, но он позволял носить меньше груза, а самое главное - получилась отличная пилообразная акклиматизация с плавным набором и сбросом высоты.

В общем поставив палатку и нагрузив рюкзаки едой мы отправились.

Погода в этот день, как и практически весь поход - не радовала. Сплошная морось/дождь и туман.

Тропа от поселка хорошо натоптана и сразу уходит вверх по склону. Первый подъем довольно крутой, далее тропка идет вдоль ручья Ирик с плавным набором высоты.

Первое правило тропы - "чем больше коровьего/лошадиного навоза - тем вернее путь" т.к. скот ходит пастись на луга именно по этой тропке. Причем иногда разойтись со стадом/табуном бывает проблематично.

Сразу натыкаемся на родник. На картах он отмечен, как нарзан, но вода на минеральную не похожа. Вообще на всем протяжении нет проблем с ручьями и родниками. Можно идти с одной 0.5 литровой бутылочкой/фляжкой.

Проходим зону леса.

По пути встречаются осыпи с кусками газона напоминающими орлиные гнезда.

Сразу за лесом начинаются пастбища и стоят коши местных пастухов.

Ручей раздваивается, нам направо.

Практически сразу идет резкий подъем на второй холм.

Тут начинается зона альпийских лугов и пасется табун лошадей. Место очень красивое, тут мы и встанем. Кормлю лошадок и ослика хлебом с арахисовой пастой, наполняю водой из родника свой двухлитровый платипус и оставляю его у камня, а сам иду прятать заброску в камнях.  После возвращения у камня не нахожу флягу. Вроде с головой все в порядке и где оставлял помню, а найти не могу.

Из долины валит туман и темнеет, друзья торопят меня вниз. Возвращаемся уже в полной темноте и под проливным дождем.

Небольшое лирическое отступление. Всегда, даже если 100% уверены, что вернетесь до темноты берите с собой фонари. Я, как раз, взял основной - Armytek Wizard и запасной - Ergate. Они спасли нас от шарахания в темноте по скользким мокрым склонам.

В кемпинге заваливаемся в беседку и скидываем мокрую мембрану. Разводим немного спирта чтобы не заболеть и в палатку - спать.

Ливень шел всю ночь, в тамбуре лужа. Завтракаем в беседке, а вот собирать палатку пришлось под дождем. Благодаря внешним дугам и объемному чехлу скорость сборки оказалась максимальной, но все равно от воды палатка прилично прибавила в весе.  К сожалению нести ее мне.

Дальше путь уже известен - под дождем на холмы. В районе закладки ставим палатку. К общей радости дождь поутих, поднялся ветер и высушил ее.

Я нашел платипус. Оказалось его утащили лошади, поиграли и бросили. Чтож, прочность этого пластикового бурдюка внушает.

Тащим заброску дальше. Тропа идет по живописнейшим альпийским лугам. Природа цветет и пахнет, лошади резвятся, суслики носятся. Благодать!

Проходим двойной холм.

Еще немного лугов и начинается первый снег с камнями.

Там и оставляем герму с запасами. Как обычно возвращаемся в сумерках и тумане.

С утра нам выпало пол-часа солнца, но этого с лихвой хватило чтобы просушить отсыревшие и мокрые вещи.

Лично я больше всего боялся промочить пуховку и пуховый же спальник и прятал их в гермы из силиконки. От дождя это их защищало конечно, а вот от влаги из воздуха, пота и конденсата - нет. Поэтому просушивал их при любой возможности. Да и сухая палатка гораздо легче сырой.

Затем небо снова затянули облака и начало накрапывать, благо мы уже успели собраться и выдвинуться дальше.

Палатку поставили на живописном холмике перед началом зоны снега.

На встречу прошла одна из немногих встретившихся нам групп других альпинистов. Рассказали, что из-за бурана жили четыре дня в штурмовом лагере и восхождение у них сорвалось.
Обрадовали, что ледник полностью засыпан и опять таки есть тропа.
Пожелали друг-другу удачи.

Наша следующая цель - закинуть еду на перевал Ирикчат. Хорошо, что тропу пробила группа, плохо, что ступени разбиты. Сам перевал не особо сложный.

Тропа, кстати шла не по долине. Фактически - это траверс правого, по ходу движения, склона.

По традиции поднялся сильный туман, существенно ограничив видимость.

Сняли перевальную записку, оставили свою и заныкали запасы на седловине.

Сегодня вернулись довольно рано, до темноты играли в карты.

На следующий день перенесли лагерь на перевал. Вернее прошли немного западнее по хребту перевалив через небольшую вершинку.

Чуть ниже, в заветрии, нашли удобное место.

Затем погода окончательно испортилась, сильный туман с видимостью метров в 10, снег и ветер.

Это продолжалось всю ночь и весь следующий день. Попытались выйти на ледник, но из-за тумана не нашли тропу предыдущей группы. В результате решили переждать. Целый день тюленили - играли в карты и пили спирт за погоду.

Погодное шаманство со спиртом дало свои плоды, в 6 утра вышел в туалет и увидел Эльбрус. Вообще в ясную погоду его видно чуть ли не из поселка, но в этом походе я увидел его впервые.
Было абсолютно ясно и полный штиль.

Несмотря на снег, шедший весь предыдущий день, тропку не замело и она отлично просматривалась.

Растолкал своих товарищей, мы моментально позавтракали и собрались. Надо было переходить ледник. Его поверхность утром представляла собой крепкий наст не пробиваемый горным ботинком, поэтому надели кошки. Естественно связались. Первый и замыкающий (ваш покорный слуга) достали ледорубы.

Пересекли ледник без проблем и вышли к лавовому потоку.

Он представляет из себя множество террас из камней.

На первую терраску даже пришлось немного подлезть.

Во всем остальном - мешанина - снег/камни/грязь из пепла.

На каждой терраске есть места для палаток, даже стенки от ветра встречаются. Мы решили устроить первый штурмовой лагерь примерно на 4300.

Затем сходить акклиматизироваться к "подкове" на 4700.

На подходе резко испортилась погода. Спускались в диком тумане, нашли палатку только благодаря яркому цвету и треку в навигаторе.
А ночью начался буран. Сильнейший снег и ветер. Палатка отлично выдержала все испытания.

С утра мы оказались в центре циклона. Над нами кусочек ясного небо, а вокруг закручиваются темные облака. Чтобы не застрять приняли решение бежать вниз.

В тумане плутанули и вышли с лавового потока к крутом снежному склону. Спустились на ледник на "три такта". Это не маршрут "с Юга" с его набитой тропой и вешками.

Ненадолго развиднелось, но облачная линза над Эльбрусом обычно сигнализирует о грядущем ухудшении погоды.

Перешли ледник и вернулись на перевал, на спуске снег уже превратился в кашу.  Не спеша спустились, по пути встретив коммерческую группу восходителей, растянувшуюся примерно на километр, а также группу горных туристов из Иванова идущих по перевалам.

Чуть ниже встретили группу из Чехии, пообщавшись на ломанном русско-английском. Видимо хорошая погода в предыдущий день всех активизировала.

Мы же встали на ночевку в лугах, сразу за двойным холмом. т.к. времени было полно устроили помывку/постирушку.

На следующий день спустились до леса и встали на ночевку у ручья между двух кошей.

Сходили в пос. Эльбрус в кафешку поесть обязательных хычинов и поменять билеты на несколько дней пораньше, затем вернулись.

Ночью к нам в палатку начал кто-то ломиться. Почти залил их из баллона спросонок, но вовремя выяснилось, что это спасатели.
Оказалось коммерческая группа, которую мы встретили днем ранее отправила одного из участников вниз, а засветло он не дошел. Вот и развернули спасработы.
Страшного с ним ничего не случилось, уже с утра его провезли на лошади мимо члены спасотряда.

Больше ничего интересного не произошло. На следующий день я спустился с гор, а вечером уже сидел в поезде домой.

Что можно сказать в заключении. Маршрут мне понравился. Не сложный, но интересный. Можно рекомендовать большинству походного люда. При отсутствии альп. опыта можно просто исключить ледник и сам Эльбрус.

В следующей статье я напишу про используемое снаряжение. А пока на этом все. Спасибо за внимание!

Поделиться:

1. Спасатели не сильно обиделись, что вы их с баллончика травите?))

1. в итоге никто никого не травил. А так если ломишься ночью в чужую палатку,то надо осознавать последствия

2. спасибо за отчет)))я как и говорил в других комментариях, погода как дама была)) опыт, еще раз опыт, самое главное! у вас прекрасно все получилось!

3. Привет! Сколько весили рюкзаки на старте?

1. привет. У меня 25 было +-

2. А в несколько ходок носили что бы ноги беречь или чисто для акклиматизации? Мы на Белуху шли, на старте было около 30 (еда у нас не FBC), но походы до верхнего Высотника шли в один заход, несли на себе, там сбросили продукты и снаряжение на обратных ход, как раз осталось около 22-25, дальше уже шли с этим. Правда тоже сфейлились с подъёмом - сутки дополнительные после снегопадов выждали бы, и вместо 6 часов до плато с ББС, прошли бы за 40 минут (точнее я за столько туда и обратно сгонял потом с комерческой группой). А то тропить приходилось от "по колено" до "по пояс". А через сутки - как ни скакал, проломить наст не смог.

3. Для аклимухи, плюс приятный бонус в виде более легких рюкзаков. В принципе я ощущал в себе силы ходить в один заход. Туда-сюда мотаться не слишком понравилось

4. Ночью на 4300 какая температура была? Спальник на какую Ткомфорта был? Как в нём, не холодно было? На какую Ткомфорта надо брать? За проход брали с Вас какие-то сборы? Если да, то где?

1. Минус был, какой - не знаю. В спальнике не мерз.

Наименование спальника и его температуру можно посмотреть в статье про список снаряжения

За проход никто денег не брал. Да и с чего. Те, кто собирают деньге в тех краях - в основном мошенники

2. Спасибо! Т.е., как я понял, в спальнике с Ткомф -10, Тэкстр -30 жарко не было. Просто два лёгких спальника собираюсь брать, в июле 2014, при ночёвке на 3800(с севера подымался), в одном было прохладно спать, в двух - жарковато)) А сейчас середина августа будет, вот и дилема, один или два брать)) Кстати, что-то не нашёл в каких датах и какого месяца состоялся Ваш поход, может опять невнимательно читал.

3. при t комф. -10 было жарко ниже уровня снега. Дальше было хорошо. Чтобы замерзал - не было.

Поход был конец июня-начало июля

4. Спасибо большое за ответы! Свежая информация весьма важна. Вот ещё хотел спросить, как там с мобильной связью? Сам из Крыма, у нас только МТС оператор, есть там какие-то места, где ловит?

5. Пожалуйста. В том числе и для этого существует данный ресурс.
      МТС ловил, но нестабильно, на вершинах по правую и левую сторону от перевала ирикчат и после 4000 на склоне самого Эльбруса

6. Скажите пожалуйста, а ещё какие-нибудь операторы были доступны? Или только спутниковые? И как, на ваш взгляд, там с прохождением волн на аварийных частотах обычной радиосвязи? Одним словом, на что лучше рассчитывать при необходимости сообщить об аварийной ситуации.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.