У многих вызвало интерес мое кратенькое сообщение про прошедший на майские праздники полевой выход в рамках отработки БП-драпа.
Причем в этом деле есть крайности - например всевозможные ультратрейлы, когда спортсмены выбегают 200 км из 24 часов (при этом вместо рюкзаков спец жилетки и все это очень мало весит).
В общем конкретно для меня относительно комфортный вес колеблется в районе 15-20 кг.
Сначала я и не думал писать развернутый материал, как проходились эти 80 км (36 часов, ходовых - 24). По простой причине, что этот материал бы выглядел так : "топ,топ,топ.....привал.....топ,топ,топ" ну и т.д.
Однако читатели заинтересовались и попросили все таки рассмотреть его поподробнее, чем и займусь в данной статье.
И причины по которым я выбрал покидание города пешком тоже неоднократно описывались и обсуждались. В частности их можно почитать тут.
Соответственно был разработан маршрут максимально исключающий дороги и населенные пункты (НП) т.е. позволяющий двигаться максимально скрытно, при этом дистанции должны быть не запредельными, его прохождение должно быть реальным.
И именно под этот маршрут подбирается снаряга для тревожного рюкзака.
В частности, например весной разливается одна из проток, вроде узкая, но глубокая. А без ее форсирования - никак. Вот и приходится переть лодочку надувную.
В частности, например весной разливается одна из проток, вроде узкая, но глубокая. А без ее форсирования - никак. Вот и приходится переть лодочку надувную.
Но сначала хотелось бы сказать пару слов про навыки т.к. именно они позволяют раскрыть потенциал и максимально эффективно использовать это самое снаряжение.
Тоже самое можно сказать практически про любую сферу деятельности, например стрельбу. Никакой супер-пупер обвес на оружии не заменит навыка. Даже наоборот, как человек довольно много стреляющий неоднократно замечал, в том числе на себе, что с получением опыта с карабина снимается все лишнее и зачастую он приходит к стоковому варианту.
Но это мы отвлеклись. Специальными навыками для подобных марш-бросков является длительное хождение под тяжелым рюкзаком. Особо такой навык в повседневности не поотрабатываешь, поэтому в общем случае развиваем ОФП. Никогда лишней не будет.
Итак, маршрут у нас есть, ОФП подтянули. Далее надо решать задачи по преодолению этого маршрута ножками.
Тут нам встречаются два обратно пропорциональных параметра: скорость движения и вес добряка, который мы потащим.
Очевидно они связаны. В источниках приводятся данные, что относительно комфортно можно переносить массу от четверти, до трети собственного веса.
Причем в этом деле есть крайности - например всевозможные ультратрейлы, когда спортсмены выбегают 200 км из 24 часов (при этом вместо рюкзаков спец жилетки и все это очень мало весит).
Вторая крайность - это коментарии из статей на тему "что еще стоит доложить в ТЧ". Если собрать все вещи из таких комментов то их, боюсь не утащит даже слон.
В общем конкретно для меня относительно комфортный вес колеблется в районе 15-20 кг.
Больше - уже слишком тяжело, а меньше - недостаточно вещей.
В любом случае - оружие, амуниция, оптика и средства связи уже сами по себе весят в районе 7-10 кг, а ведь еще вода и еда, а также бивачное снаряжение. Да и массу самого рюкзака надо учитывать. Вот так и набегает, как ни ужимайся.
Ладно, раз уж мы добрались до снаряжки, то давайте поговорим про нее. Мой рюкзак в данном мероприятии был аналогичен данному ТЧ.
Кое что было изменено, но несущественно.
Я не буду еще раз останавливаться на каждой вещи, а просто рассмотрю их общие характеристики.
Обувь - одна из самых важных частей экипировки. Причем важна не столько цена, сколько разношенность. Ботинки должны быть супер-разношенными, чтобы не появились мозоли.
Мембрана и прочие плюшки не помешают, учитывая, что весной и осенью бывает зачастую очень мокро.
Следующее важное - белье. Я ношу только синтетику. Трусы - типа удлиненные боксеры, или семейники. Как пример - сплавовские contour.
Ну и крем не помешает для профилактики межбулочности.
Ну и в принципе вся одежда исходя из концепции слоев и бюджета.
Термобелье + ходовые штаны и куртка+утепляйка+дождезащита.
Утепляйка при этом не обязательно пуховик, а дождезащита - не обязательно навороченные мембранные штормовки. Сойдет и обычное пончо. Оно же служит запасным укрытием.
Причем лично я с весны по осень уверен в необходимости палатки, как в защите от осадков, так и защите от насекомых - комаров и клещей т.к. только комфортный сон позволит восстановиться после такого длительного марша.
Ну и не забывает про герметизацию содержимого рюкзака. Внутрь - герма или мешки для мусора. Снаружи - дождезащитный чехол. Будет здорово, если он также будет выполнять функции маскировочного
По организации движения.
Движение осуществляется по принципу 12ч марш/12ч отдых. При этом на марш выбирается временной отрезок, таким образом, чтобы максимально захватить темное время суток. Особенно если планируется перемещение вблизи НП и пересечение шоссе.
Двигаться ночью по тропкам, колеям и проселкам не так сложно, как кажется, даже если облачно и кромешная темень. Глаза довольно быстро привыкают и видно довольно сносно.
В случае перемещения по сложному рельефу, или например по лесу без привязки к тропинкам нужна подсветка налобными фонарями с соблюдением светомаскировки - слабые режимы, красное свечение и т.п.
Навигация, если маршрут уже хожен несколько раз, осуществляется по памяти. Если маршрут новый и незнакомый, то с использованием навигаторов и/или распечаток актуальных карт. Например космоснимков или osm. Само собой сам маршрут и пр. важная информация в навигатор или на карту не наносится, а по возможности запоминается.
Средняя скорость движения порядка 5км/ч.
Каждые два-три часа устраивается привал на пол-часа с целью дать отдых ногам и для перекуса. Тут главное восстановить энергию, поэтому в приобретете сладкий чай/кофе и высокоуглеводные продукты типа козинаков, сникерсов и пр.
Самое удобное для оптимизации времени таких перекусов - это использование персональных систем приготовления пищи типа джетбойл/реактор и пр. Очень быстро дают кипяток при этом малогабаритны и малозаметны при работе, как по свету, так и по шуму.
Их удобно переносить прямо под клапаном рюкзака или в отдельном кармане. При объявлении привала скидывается рюкзак, открепляется и раскатывается пенка, достается джетбойл (один на два-три человека) вода и сладкое.
Также выделяется обычно два-три больших привала на основной прием пищи. Тут уже готовится основная еда. Берется одна мясная консерва (я предпочитаю кронидов) и гарнир. Это могут быть готовые мясорастительные консервы, или сухие продукты быстрого приготовления. Все это смешивается и подогревается.
В принципе можно воспользоваться покупными пайками, но они тяжелы и по вкусу "на любителя". Хотя конечно голод - лучшая приправа. Один ИРП, как раз на один прием пищи 2-3 человекам.
В таком режиме требуется примерно 3 литра воды на сутки.
Каждый привал организуется, по возможности, в труднодоступном месте.
А уж дневка и подавно, забуриваемся в лес, ставим палатки и спим. Обычно усталости столько, что моментально вырубаешься. Но чтобы эффективно отдохнуть требуется удобный коврик и спальник/утепляйка на актуальную температуру. В условиях повышенной усталости и дефицита каллорий организм очень легко замерзает.
В зависимости от количества человек в группе и труднодоступности места дневок может выставлятся караульный.
В таком режиме за 12ч движения+12ч отдых удается преодолеть порядка 40 км и отдохнуть достаточно, чтобы повторить следующий цикл.
Спасибо за внимание!
Мембрана и прочие плюшки не помешают, учитывая, что весной и осенью бывает зачастую очень мокро.
Следующее важное - белье. Я ношу только синтетику. Трусы - типа удлиненные боксеры, или семейники. Как пример - сплавовские contour.
Ну и крем не помешает для профилактики межбулочности.
Ну и в принципе вся одежда исходя из концепции слоев и бюджета.
Термобелье + ходовые штаны и куртка+утепляйка+дождезащита.
Утепляйка при этом не обязательно пуховик, а дождезащита - не обязательно навороченные мембранные штормовки. Сойдет и обычное пончо. Оно же служит запасным укрытием.
Причем лично я с весны по осень уверен в необходимости палатки, как в защите от осадков, так и защите от насекомых - комаров и клещей т.к. только комфортный сон позволит восстановиться после такого длительного марша.
Ну и не забывает про герметизацию содержимого рюкзака. Внутрь - герма или мешки для мусора. Снаружи - дождезащитный чехол. Будет здорово, если он также будет выполнять функции маскировочного
По организации движения.
Движение осуществляется по принципу 12ч марш/12ч отдых. При этом на марш выбирается временной отрезок, таким образом, чтобы максимально захватить темное время суток. Особенно если планируется перемещение вблизи НП и пересечение шоссе.
Двигаться ночью по тропкам, колеям и проселкам не так сложно, как кажется, даже если облачно и кромешная темень. Глаза довольно быстро привыкают и видно довольно сносно.
В случае перемещения по сложному рельефу, или например по лесу без привязки к тропинкам нужна подсветка налобными фонарями с соблюдением светомаскировки - слабые режимы, красное свечение и т.п.
Навигация, если маршрут уже хожен несколько раз, осуществляется по памяти. Если маршрут новый и незнакомый, то с использованием навигаторов и/или распечаток актуальных карт. Например космоснимков или osm. Само собой сам маршрут и пр. важная информация в навигатор или на карту не наносится, а по возможности запоминается.
Средняя скорость движения порядка 5км/ч.
Каждые два-три часа устраивается привал на пол-часа с целью дать отдых ногам и для перекуса. Тут главное восстановить энергию, поэтому в приобретете сладкий чай/кофе и высокоуглеводные продукты типа козинаков, сникерсов и пр.
Самое удобное для оптимизации времени таких перекусов - это использование персональных систем приготовления пищи типа джетбойл/реактор и пр. Очень быстро дают кипяток при этом малогабаритны и малозаметны при работе, как по свету, так и по шуму.
Их удобно переносить прямо под клапаном рюкзака или в отдельном кармане. При объявлении привала скидывается рюкзак, открепляется и раскатывается пенка, достается джетбойл (один на два-три человека) вода и сладкое.
Также выделяется обычно два-три больших привала на основной прием пищи. Тут уже готовится основная еда. Берется одна мясная консерва (я предпочитаю кронидов) и гарнир. Это могут быть готовые мясорастительные консервы, или сухие продукты быстрого приготовления. Все это смешивается и подогревается.
В принципе можно воспользоваться покупными пайками, но они тяжелы и по вкусу "на любителя". Хотя конечно голод - лучшая приправа. Один ИРП, как раз на один прием пищи 2-3 человекам.
В таком режиме требуется примерно 3 литра воды на сутки.
Каждый привал организуется, по возможности, в труднодоступном месте.
А уж дневка и подавно, забуриваемся в лес, ставим палатки и спим. Обычно усталости столько, что моментально вырубаешься. Но чтобы эффективно отдохнуть требуется удобный коврик и спальник/утепляйка на актуальную температуру. В условиях повышенной усталости и дефицита каллорий организм очень легко замерзает.
В зависимости от количества человек в группе и труднодоступности места дневок может выставлятся караульный.
В таком режиме за 12ч движения+12ч отдых удается преодолеть порядка 40 км и отдохнуть достаточно, чтобы повторить следующий цикл.
Спасибо за внимание!
Красное свечение фонаря применяется больше для того, чтобы, при необходимости его выключить, не пропало ночное зрение. В плане маскировки лучше синий или зелёный свет. Все три варианта, конечно, требуют низкой интенсивности свечения. А для максимальной скрытности лучше приборы ночного видения. Впрочем, насколько реально проходить в них большое расстояние? Во всяком случае, с использованием вариантов, доступных большинству? Вообще здесь есть естественное противоречие. Передвигаться в темноте безопаснее в плане скрытности. Но в темноте довольно легко получить травму, что в условиях хаоса, вдали от населенных пунктов и при малочисленности отряда тоже очень опасно. Скорее всего, лучше идти помедленнее и очень внимательно смотреть под ноги. Это одно из основных правил движения в сложных условиях.
ОтветитьУдалитьУ меня ни у кого из знакомых нет ночников подходящих для хождения в них типа очков и монокуляров. У всех только прицелы.
УдалитьВ темноте,если ижти аккуратно травму получить довольно сложно, тем более,что темнота редко бывает абсолютной.
Темнота редко бывает абсолютной в нормальных современных условиях. При отключении электричества в масштабах областного района и выше, в безлунную ночь при облачности и отсутствии снежного покрова ничего не видно даже в приборы ночного наблюдения первого поколения, если не включать инфракрасную подсветку. Это из личного опыта.
УдалитьПривет. Может Вам будет интересно, есть русскоязычный канал на ютьюбе " Я-prepper". Там есть ролик "Педальный конь выживальщика". Неплохое решение проблемы перемещения большого веса,по сильно пересеченной местности, именно в условиях БП.
ОтветитьУдалитьИ спасибо за Вашу работу.
Тележка - это вообще не то,абсолютно непрактичная вещь в условиях бездорожья
УдалитьЭто специальная тележка для леса. Может быть, вы просто не посмотрели ролик? Я посмотрел и у нас вышла довольно содержательная беседа с автором. Тележка одноколёсная, и поэтому очень проходимая и маневренная, автор везёт на ней груз весом в 60 кг через североамериканский лес, очень похожий на европейский. Изначально тележка создана для тех, кому может понадобится доставлять тяжёлый груз в базовый лагерь (от охотников до кладоискателей). Она сделана из алюминиевого сплава, весит около 6 кг, и в сложенном виде переносится на рюкзаке. Я предложил сделать ему вариант из титана, который весил бы 4 кг, но он ответил, что стоимость будет слишком высокой для массовых продаж, кроме того, ему хватает своей работы. :-))))) Тем не менее, мы оба сошлись на том, что для выживальщиков можно сделать эту тележку из стали, чтобы, по сценарию автора, возить её в багажнике на случай оставления автомобиля. Вес будет около 10 кг.
УдалитьДа-да, а еще эту тележку можно обвесить бронепластинами и в случае необходимости использовать как огневую точку. А теперь внимание, тележка 6-10 кг., на ней груз 60 кг., короче суммарный вес около 70 кг. Дак вот это чудо оставит за собой такой след, особенно по распутице, что выследить Вас сможет даже ребенок... А уж если увязнет, то "секс" Вам обеспечен. А уж про то что оставив тележку на 5 минут, чтобы набрать воды в овражке, и вернувшись обнаружить ее отсутствие или новых хозяев надеюсь объяснять не нужно.
УдалитьТоварищ Фаворский, писать комментарии лучше в трезвом виде. :-))))))) Даже идиоту понятно, что если не нужен след, а он остаётся, и при этом больше, чем от ног, то на каком-то этапе от тележки просто отказываются. Оставляют или несут на себе. Тем более, что вес груза в походе обычно уменьшается. А уж бред про "новых хозяев за 5 минут" в глухом лесу с высокой вероятностью указывает на профессиональный троллинг. Кстати, кто собирается ходить в одиночку? :-))))))) И кто обязывает брать описанную тележку всегда и везде? :-)))))) И нагружать её именно так, как нагружает автор ролика? Вообще, забавляют "критики", которые ничего не могут предложить, но готовы осудить, что угодно. Особенно, если им платят.
УдалитьИ это я не трезв? Вернёмся к теме поста - БП-драп! Теперь к Вашим вопросам: причём здесь везде и всегда, Вам свалить один раз нужно и сделать это по максимуму эффективно; про новых хозяев вообще порадовало, я надеюсь не нужно объяснять что желающих/пытающихся свалить будет много и различных маргинальных личностей среди них будет тоже изрядно; Вы сколько по времени идти в своём "походе" собираетесь что у Вас вес так серьёзно уменьшится, видимо за счёт еды, и зачем вообще брать тележку чтобы от неё отказываться или "нести на себе". Про "кто собирается ходить в одиночку" скажу лишь что кашу в голове надо систематезировать, ходят в походы, мы обсуждаем драп, но и в походы ходят в одиночку и сваливать возможно придётся одному (скажу по секрету, автор видимо шёл один). Ну и про платят, троллинг и осудить, нет не платят и я никого не осуждаю, а выражаю свое мнение основанное на опыте. Что касается троллинга, да пожалуйста: такое количество скобочек, как в Вашем сообщении, говорит о неуверенности в себе и очень напоминает тупые фильмы где за кадром начинается смех в "смешных местах" или таблички на шоу "аплодисменты". Удачи в походах
УдалитьДа что вы, большое количество смайликов принято объявлять уже не "неуверенностью", а "заискиванием", вы отстали от жизни!:-)))))) А по поводу ваших "аргументов" - не хочется тратить время на ерунду. Ну кроме того, что я не написал "ходить в походы", а просто "ходить", а вы ещё и додумали за меня - значит, почти точно тролль. И конечно, трудно удержаться от смеха, когда на "секретном маршруте" толпа "маргинальных" людей, по вашему представлению, но все проблемы будут только от тележки. :-)))))))) Выбор снаряжения зависит от конкретных условий и конкретного маршрута. Для некоторых условий и маршрутов описанная тележка подходит очень хорошо. Кому надо, прочтут и сделают выводы. Недаром она, несмотря на стоимость около 600 долларов, хорошо продаётся в Северной Америке и не только. Причём покупают её в основном совсем не для того, чтобы куда-то эвакуироваться, а чтобы возить грузы по лесу. Значит - возит, и возит нормально.
УдалитьПоскольку сейчас чуть больше времени, отвечу подробнее, чем в предыдущем комментарии, возможно, это будет кому-то интересно.
Удалить1)"Эвакуация из большого города в составе малой группы в убежище в сельской местности" - это очень общая задача, которая может решаться в очень разных условиях и проходить по очень разным маршрутам. Именнно поэтому, в том числе, я и написал "кто обязывает брать тележку всегда и везде?". Так что выражение "каша в голове", если и уместно, то по отношению к тому, кто его употребил. :-)))))))))))
2)Выражение "ходить ("идти") используется профессионалами для обозначения любых перемещений по сухопутным и водным маршрутам, независимо от целей этих перемещений. И даже выражение "ходить в поход", которое мне приписали, может использоваться для самых разных перемещений. Можно ли назвать эвакуацию походом? Конечно, можно.
3)Брать в поход снаряжение, в том числе транспортировочное, для того, чтобы нести его на себе или оставить - совершенно нормальная практика. Так, например, автор поста прямо указывает, что для преодоления единственной на маршруте водной преграды им нужно нести с собой лодку. "Оставить" что-либо, можно не просто бросив, где попало, что может быть и незаконно, и невыгодно, а положив так, чтобы это снаряжение никому не навредило, не было слишком легко обнаружено посторонними, но чтобы хозяева смогли бы найти и забрать его без особых усилий.
4)В плане доступности для разного рода похитителей тележка не отличается от рюкзака, палатки, лодки и так далее, если соблюдать основное правило - нагружать её так, чтобы можно было оставить её, а всё необходимое унести на себе.
Рассмотрим пример использования обсуждаемой тележки. Предположим, выживальщик положил на неё рюкзак весом в двадцать килограммов и провёз его половину маршрута. Затем он, по каким-то причинам решил отказаться от использования тележки. (Причём проблему демаскировки, поднятую товарищем Фаворским, я серьёзной не считаю. На ролике никакого следа на лесном покрове не видно даже от тележки, нагруженной 60 килограммами. А если предположить, что придётся ехать по мягкой глине, то следы от ног будут не менее заметными, при этом они, в отличие от колеса, указывают направление движения, если только не надевать специальную обувь.) Если физическое состояние позволит ему, он может закрепить сложенную тележку на рюкзак, если нет - просто оставить её, по возможности, с выполнением указаннымх выше условий. В любом случае, он сохранил много сил на первом этапе. Конечно, это только один из возможных вариантов, их может быть очень много.
Спасибо за пост.
ОтветитьУдалитьВ качестве оптимизации веса, предлагаю использовать спальник дабл. Например https://forum.splav.ru/index.php?/topic/11417-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0v-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%C2%ABdouble-200%C2%BB/
Про тележку, из своего опыта - если идти вдвоём и тащить надувнушку, то это идеальный вариант.
Я сторонник такого выбора снаряжения,чтобы каждый участник мог быть полностью самодостаточной единицей
Удалить