пятница, 25 мая 2018 г.

Полевой выход в рамках подготовки к БП

У многих вызвало интерес мое кратенькое сообщение про прошедший на майские праздники полевой выход в рамках отработки БП-драпа.

Сначала я и не думал писать развернутый материал, как проходились эти 80 км (36 часов, ходовых - 24). По простой причине, что этот материал бы выглядел так : "топ,топ,топ.....привал.....топ,топ,топ" ну и т.д.  

Однако читатели заинтересовались и попросили все таки рассмотреть его поподробнее, чем и займусь в данной статье.

Сразу предупреждаю, что фото-материалов будет мало, больше текстовые выкладки.



Во всех своих статьях и материалах про выживание, в частности о тревожных чемоданчиках/рюкзаках я всегда призываю подбирать его содержимое исходя из вводных и условий применения.

И причины по которым я выбрал покидание города пешком тоже неоднократно описывались и обсуждались. В частности их можно почитать тут.

Соответственно был разработан маршрут максимально исключающий дороги и населенные пункты (НП) т.е. позволяющий двигаться максимально скрытно, при этом дистанции должны быть не запредельными, его прохождение должно быть реальным.

И именно под этот маршрут подбирается снаряга для тревожного рюкзака.

В частности, например весной разливается одна из проток, вроде узкая, но глубокая. А без ее форсирования - никак. Вот и приходится переть лодочку надувную.



Но сначала хотелось бы сказать пару слов про навыки т.к. именно они позволяют раскрыть потенциал и максимально эффективно использовать это самое снаряжение.

Тоже самое можно сказать практически про любую сферу деятельности, например стрельбу. Никакой супер-пупер обвес на оружии не заменит навыка. Даже наоборот, как человек довольно много стреляющий неоднократно замечал, в том числе на себе, что с получением опыта с карабина снимается все лишнее и зачастую он приходит к стоковому варианту.

Но это мы отвлеклись. Специальными навыками для подобных марш-бросков является длительное хождение под тяжелым рюкзаком. Особо такой навык в повседневности не поотрабатываешь, поэтому в общем случае развиваем ОФП. Никогда лишней не будет. 

Итак, маршрут у нас есть, ОФП подтянули. Далее надо решать задачи по преодолению этого маршрута ножками.

Тут нам встречаются два обратно пропорциональных параметра: скорость движения и вес добряка, который мы потащим.
Очевидно они связаны. В источниках приводятся данные, что относительно комфортно можно переносить массу от четверти, до трети собственного веса.

Причем в этом деле есть крайности - например всевозможные ультратрейлы, когда спортсмены выбегают 200 км из 24 часов (при этом вместо рюкзаков спец жилетки и все это очень мало весит).
Вторая крайность - это коментарии из статей на тему "что еще стоит доложить в ТЧ". Если собрать все вещи из таких комментов то их, боюсь не утащит даже слон.

В общем конкретно для меня относительно комфортный вес колеблется в районе 15-20 кг.
Больше - уже слишком тяжело, а меньше - недостаточно вещей.
В любом случае - оружие, амуниция, оптика и средства связи уже сами по себе весят в районе 7-10 кг, а ведь еще вода и еда, а также бивачное снаряжение. Да и массу самого рюкзака надо учитывать. Вот так и набегает, как ни ужимайся.

Ладно, раз уж мы добрались до снаряжки, то давайте поговорим про нее. Мой рюкзак в данном мероприятии был аналогичен данному ТЧ.
Кое что было изменено, но несущественно.
Я не буду еще раз останавливаться на каждой вещи, а просто рассмотрю их общие характеристики.

Обувь - одна из самых важных частей экипировки.  Причем важна не столько цена, сколько разношенность. Ботинки должны быть супер-разношенными, чтобы не появились мозоли.
Мембрана и прочие плюшки не помешают, учитывая, что весной и осенью бывает зачастую очень мокро.



Следующее важное - белье. Я ношу только синтетику. Трусы - типа удлиненные боксеры, или семейники. Как пример - сплавовские contour.
Ну и крем не помешает для профилактики межбулочности.

Ну и в принципе вся одежда исходя из концепции слоев и бюджета.

Термобелье + ходовые штаны и куртка+утепляйка+дождезащита.

Утепляйка при этом не обязательно пуховик, а дождезащита - не обязательно навороченные мембранные штормовки. Сойдет и обычное пончо. Оно же служит запасным укрытием.

Причем лично я с весны по осень уверен в необходимости палатки, как в защите от осадков, так и защите от насекомых - комаров и клещей т.к. только комфортный сон позволит восстановиться после такого длительного марша.

Ну и не забывает про герметизацию содержимого рюкзака. Внутрь - герма или мешки для мусора. Снаружи - дождезащитный чехол. Будет здорово, если он также будет выполнять функции маскировочного

По организации движения.

Движение осуществляется по принципу 12ч марш/12ч отдых. При этом на марш выбирается временной отрезок, таким образом, чтобы максимально захватить темное время суток. Особенно если планируется перемещение вблизи НП и пересечение шоссе.



Двигаться ночью по тропкам, колеям и проселкам не так сложно, как кажется, даже если облачно и кромешная темень. Глаза довольно быстро привыкают и видно довольно сносно.



В случае перемещения по сложному рельефу, или например по лесу без привязки к тропинкам нужна подсветка налобными фонарями с соблюдением светомаскировки - слабые режимы, красное свечение и т.п.

Навигация, если маршрут уже хожен несколько раз, осуществляется по памяти. Если маршрут новый и незнакомый, то с использованием навигаторов и/или распечаток актуальных карт. Например космоснимков или osm. Само собой сам маршрут и пр. важная информация в навигатор или на карту не наносится, а по возможности запоминается.

Средняя скорость движения порядка 5км/ч.

Каждые два-три часа устраивается привал на пол-часа с целью дать отдых ногам и для перекуса. Тут главное восстановить энергию, поэтому в приобретете сладкий чай/кофе и высокоуглеводные продукты типа козинаков, сникерсов и пр.

Самое удобное для оптимизации времени таких перекусов - это использование персональных систем приготовления пищи типа джетбойл/реактор и пр. Очень быстро дают кипяток при этом малогабаритны и малозаметны при работе, как по свету, так и по шуму.

Их удобно переносить прямо под клапаном рюкзака или в отдельном кармане. При объявлении привала скидывается рюкзак, открепляется и раскатывается пенка, достается джетбойл (один на два-три человека) вода и сладкое.

Также выделяется обычно два-три больших привала на основной прием пищи. Тут уже готовится основная еда.  Берется одна мясная консерва (я предпочитаю кронидов) и гарнир. Это могут быть готовые мясорастительные консервы, или сухие продукты быстрого приготовления. Все это смешивается и подогревается.

В принципе можно воспользоваться покупными пайками, но они тяжелы и по вкусу "на любителя". Хотя конечно голод - лучшая приправа. Один ИРП, как раз на один прием пищи 2-3 человекам.

В таком режиме требуется примерно 3 литра воды на сутки.

Каждый привал организуется, по возможности, в труднодоступном месте.



А уж дневка и подавно, забуриваемся в лес, ставим палатки и спим. Обычно усталости столько, что моментально вырубаешься. Но чтобы эффективно отдохнуть требуется удобный коврик и спальник/утепляйка на актуальную температуру. В условиях повышенной усталости и дефицита каллорий организм очень легко замерзает.

В зависимости от количества человек в группе и труднодоступности места дневок может выставлятся караульный.

В таком режиме за 12ч движения+12ч отдых удается преодолеть порядка 40 км и отдохнуть достаточно, чтобы повторить следующий цикл.

Спасибо за внимание!

13 комментариев:

  1. Красное свечение фонаря применяется больше для того, чтобы, при необходимости его выключить, не пропало ночное зрение. В плане маскировки лучше синий или зелёный свет. Все три варианта, конечно, требуют низкой интенсивности свечения. А для максимальной скрытности лучше приборы ночного видения. Впрочем, насколько реально проходить в них большое расстояние? Во всяком случае, с использованием вариантов, доступных большинству? Вообще здесь есть естественное противоречие. Передвигаться в темноте безопаснее в плане скрытности. Но в темноте довольно легко получить травму, что в условиях хаоса, вдали от населенных пунктов и при малочисленности отряда тоже очень опасно. Скорее всего, лучше идти помедленнее и очень внимательно смотреть под ноги. Это одно из основных правил движения в сложных условиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня ни у кого из знакомых нет ночников подходящих для хождения в них типа очков и монокуляров. У всех только прицелы.

      В темноте,если ижти аккуратно травму получить довольно сложно, тем более,что темнота редко бывает абсолютной.

      Удалить
    2. Темнота редко бывает абсолютной в нормальных современных условиях. При отключении электричества в масштабах областного района и выше, в безлунную ночь при облачности и отсутствии снежного покрова ничего не видно даже в приборы ночного наблюдения первого поколения, если не включать инфракрасную подсветку. Это из личного опыта.

      Удалить
  2. Привет. Может Вам будет интересно, есть русскоязычный канал на ютьюбе " Я-prepper". Там есть ролик "Педальный конь выживальщика". Неплохое решение проблемы перемещения большого веса,по сильно пересеченной местности, именно в условиях БП.
    И спасибо за Вашу работу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тележка - это вообще не то,абсолютно непрактичная вещь в условиях бездорожья

      Удалить
    2. Это специальная тележка для леса. Может быть, вы просто не посмотрели ролик? Я посмотрел и у нас вышла довольно содержательная беседа с автором. Тележка одноколёсная, и поэтому очень проходимая и маневренная, автор везёт на ней груз весом в 60 кг через североамериканский лес, очень похожий на европейский. Изначально тележка создана для тех, кому может понадобится доставлять тяжёлый груз в базовый лагерь (от охотников до кладоискателей). Она сделана из алюминиевого сплава, весит около 6 кг, и в сложенном виде переносится на рюкзаке. Я предложил сделать ему вариант из титана, который весил бы 4 кг, но он ответил, что стоимость будет слишком высокой для массовых продаж, кроме того, ему хватает своей работы. :-))))) Тем не менее, мы оба сошлись на том, что для выживальщиков можно сделать эту тележку из стали, чтобы, по сценарию автора, возить её в багажнике на случай оставления автомобиля. Вес будет около 10 кг.

      Удалить
    3. Да-да, а еще эту тележку можно обвесить бронепластинами и в случае необходимости использовать как огневую точку. А теперь внимание, тележка 6-10 кг., на ней груз 60 кг., короче суммарный вес около 70 кг. Дак вот это чудо оставит за собой такой след, особенно по распутице, что выследить Вас сможет даже ребенок... А уж если увязнет, то "секс" Вам обеспечен. А уж про то что оставив тележку на 5 минут, чтобы набрать воды в овражке, и вернувшись обнаружить ее отсутствие или новых хозяев надеюсь объяснять не нужно.

      Удалить
    4. Товарищ Фаворский, писать комментарии лучше в трезвом виде. :-))))))) Даже идиоту понятно, что если не нужен след, а он остаётся, и при этом больше, чем от ног, то на каком-то этапе от тележки просто отказываются. Оставляют или несут на себе. Тем более, что вес груза в походе обычно уменьшается. А уж бред про "новых хозяев за 5 минут" в глухом лесу с высокой вероятностью указывает на профессиональный троллинг. Кстати, кто собирается ходить в одиночку? :-))))))) И кто обязывает брать описанную тележку всегда и везде? :-)))))) И нагружать её именно так, как нагружает автор ролика? Вообще, забавляют "критики", которые ничего не могут предложить, но готовы осудить, что угодно. Особенно, если им платят.

      Удалить
    5. И это я не трезв? Вернёмся к теме поста - БП-драп! Теперь к Вашим вопросам: причём здесь везде и всегда, Вам свалить один раз нужно и сделать это по максимуму эффективно; про новых хозяев вообще порадовало, я надеюсь не нужно объяснять что желающих/пытающихся свалить будет много и различных маргинальных личностей среди них будет тоже изрядно; Вы сколько по времени идти в своём "походе" собираетесь что у Вас вес так серьёзно уменьшится, видимо за счёт еды, и зачем вообще брать тележку чтобы от неё отказываться или "нести на себе". Про "кто собирается ходить в одиночку" скажу лишь что кашу в голове надо систематезировать, ходят в походы, мы обсуждаем драп, но и в походы ходят в одиночку и сваливать возможно придётся одному (скажу по секрету, автор видимо шёл один). Ну и про платят, троллинг и осудить, нет не платят и я никого не осуждаю, а выражаю свое мнение основанное на опыте. Что касается троллинга, да пожалуйста: такое количество скобочек, как в Вашем сообщении, говорит о неуверенности в себе и очень напоминает тупые фильмы где за кадром начинается смех в "смешных местах" или таблички на шоу "аплодисменты". Удачи в походах

      Удалить
    6. Да что вы, большое количество смайликов принято объявлять уже не "неуверенностью", а "заискиванием", вы отстали от жизни!:-)))))) А по поводу ваших "аргументов" - не хочется тратить время на ерунду. Ну кроме того, что я не написал "ходить в походы", а просто "ходить", а вы ещё и додумали за меня - значит, почти точно тролль. И конечно, трудно удержаться от смеха, когда на "секретном маршруте" толпа "маргинальных" людей, по вашему представлению, но все проблемы будут только от тележки. :-)))))))) Выбор снаряжения зависит от конкретных условий и конкретного маршрута. Для некоторых условий и маршрутов описанная тележка подходит очень хорошо. Кому надо, прочтут и сделают выводы. Недаром она, несмотря на стоимость около 600 долларов, хорошо продаётся в Северной Америке и не только. Причём покупают её в основном совсем не для того, чтобы куда-то эвакуироваться, а чтобы возить грузы по лесу. Значит - возит, и возит нормально.

      Удалить
    7. Поскольку сейчас чуть больше времени, отвечу подробнее, чем в предыдущем комментарии, возможно, это будет кому-то интересно.
      1)"Эвакуация из большого города в составе малой группы в убежище в сельской местности" - это очень общая задача, которая может решаться в очень разных условиях и проходить по очень разным маршрутам. Именнно поэтому, в том числе, я и написал "кто обязывает брать тележку всегда и везде?". Так что выражение "каша в голове", если и уместно, то по отношению к тому, кто его употребил. :-)))))))))))
      2)Выражение "ходить ("идти") используется профессионалами для обозначения любых перемещений по сухопутным и водным маршрутам, независимо от целей этих перемещений. И даже выражение "ходить в поход", которое мне приписали, может использоваться для самых разных перемещений. Можно ли назвать эвакуацию походом? Конечно, можно.
      3)Брать в поход снаряжение, в том числе транспортировочное, для того, чтобы нести его на себе или оставить - совершенно нормальная практика. Так, например, автор поста прямо указывает, что для преодоления единственной на маршруте водной преграды им нужно нести с собой лодку. "Оставить" что-либо, можно не просто бросив, где попало, что может быть и незаконно, и невыгодно, а положив так, чтобы это снаряжение никому не навредило, не было слишком легко обнаружено посторонними, но чтобы хозяева смогли бы найти и забрать его без особых усилий.
      4)В плане доступности для разного рода похитителей тележка не отличается от рюкзака, палатки, лодки и так далее, если соблюдать основное правило - нагружать её так, чтобы можно было оставить её, а всё необходимое унести на себе.
      Рассмотрим пример использования обсуждаемой тележки. Предположим, выживальщик положил на неё рюкзак весом в двадцать килограммов и провёз его половину маршрута. Затем он, по каким-то причинам решил отказаться от использования тележки. (Причём проблему демаскировки, поднятую товарищем Фаворским, я серьёзной не считаю. На ролике никакого следа на лесном покрове не видно даже от тележки, нагруженной 60 килограммами. А если предположить, что придётся ехать по мягкой глине, то следы от ног будут не менее заметными, при этом они, в отличие от колеса, указывают направление движения, если только не надевать специальную обувь.) Если физическое состояние позволит ему, он может закрепить сложенную тележку на рюкзак, если нет - просто оставить её, по возможности, с выполнением указаннымх выше условий. В любом случае, он сохранил много сил на первом этапе. Конечно, это только один из возможных вариантов, их может быть очень много.

      Удалить
  3. Спасибо за пост.
    В качестве оптимизации веса, предлагаю использовать спальник дабл. Например https://forum.splav.ru/index.php?/topic/11417-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0v-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%C2%ABdouble-200%C2%BB/
    Про тележку, из своего опыта - если идти вдвоём и тащить надувнушку, то это идеальный вариант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сторонник такого выбора снаряжения,чтобы каждый участник мог быть полностью самодостаточной единицей

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.