Избранное сообщение

Переезд

 В общем теперь у меня новый сайт. Тот же блог, но уже на домене первого уровня https://survivalpanda.ru/ Здесь же статьи продолжу выкладыва...

пятница, 5 июня 2015 г.

Примус Туриста ПТ-1. Реставрация и модификация. Часть 1.

В первой части посвященной реставрации этого легендарного примуса мы восстановим его работоспособность, а также я покажу вариант конверсии его под работу на газу.

Вторая часть будет посвящена восстановлению внешнего вида коробки, а также адаптации горелки под работу со стандартными насосами и бутылками от любой мультитопливной горелки


Часть 2. Собери свою мультитопливную горелку.

Часть 3. Восстановление внешнего вида


Еще на тему восстановления примусов можно почитать про реставрацию клона Juwel 33u - примус Зив.
Также не безынтересным будет обзор горелки Optimus Svea 123R.




Поделиться:




По классификации горелок все подобные примусы относятся к классу бензиновых горелок давление в бачке которых создается за счет нагрева непосредственно от самой конфорки. Благодаря минимуму деталей такие примусы обладают фантастической надежностью и отличной ремонтопригодностью, а также огромными возможностями для модификаций.

Советский ПТ-1 является копией шведского Оптимуса 8r.

Очень компактно упаковывается в металлический чехол. Его мы будем реставрировать во второй части.



Внутри находится горелка.



Как мы видим сама горелка и бачок находятся в приличном состоянии. Но рассекать провис вниз.



Начинаем разборку. Снимаем теплозащитный экран.



Откручиваем колокол.
Еще лучше видно, как под воздействием гравитации постепенно просел рассекатель из мягкой латуни. Он должен быть вровень с верхним срезом или чуть выше.



Выкручиваем форсунку. Видно, что грани почти слизал предыдущий "ремонтник".



Рейка для прочистки форсунки. В нее должна быть впаяна игла, но иглы нет, сломал один из предыдущих владельцев. Рейку убираем за ненадобностью.



Снимаем крышку шпинделя. Если не ошибаюсь тут резьба М10х1.



Вынимаем шпиндель. Вот, как он выглядит.
Чистим, снимаем первую шайбочку, выкидываем резиновый сальник, вместо него туго наматываем фум ленту сложенную вдвое до толщины шайб. Надеваем снятую на предыдущем шаге шайбу.



Теперь переходим к демонтажу бачка. Он залит советским аналогом фиксатора резьбы. Чтобы открутить бачок его надо выжечь. Перед выжиганием обязательно просушите и проветрите горелку от следов бензина.
Откручиваете аккуратно. Предыдущий владелец пытался скрутить без термообработки и скруглил две грани.



Открученный корпус горелки.



Вынимаем старый фитиль.



Снимаем сеточку.



Новый фитиль делаем из бинта.



Собираем горелку обратно. Прогреваем и зажигаем. Желтое пламя сигнализирует о не оптимальной топливной смеси. Как я уже говорил надо поднять рассекатель выше.



Кстати. На газу ПТ1 работает отлично. Первый вариант конверсии.



Второй вариант с жестким соединением и первыми пробами пайки тугоплавким припоем. Поэтому получилось криво.



Регулировка пламени. К сожалению из-за того, что конус шпинделя подразбит, герметично закрыть вентиль для газа штатной ручкой, без приложения пассатижей, невозможно.





По габаритам мне такой вариант очень не понравился, поэтому отпаял удлинитель. И собрал все назад.
Следующая задумка - сделать переходник под шланг обычной горелки с целью сопрячь примус туриста с бутылкой и насосом мультитопливной горелки. Резьба на присоединение горелки к бачку - м10х1.



Еще один вариант для модернизации - замена штатной крышки бачка на крышку оснащенную клапаном для присоединения насоса. В этом направлении я тоже буду работать. Резьба крышки бачка м20х1.5.

Поднимаем рассекатель вровень с гранью колокола. Разжигаем, пламя отличное. На этом мы закончим первую часть. Спасибо за внимание!




Поделиться:



44 комментария:

  1. отлично,ждём продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. А зачем убирать рейку? Как примус без неё работать будет? Или рейка остаётся без иглы?

    ОтветитьУдалить
  3. ПРИВЕТ! А новый ПТ-1 кому нужен ?(комплектный, 1987 год-февраль).Как с завода!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне нужен. Пиши в личку customrail@yandex.ru

      Удалить
    2. Здравствуйте!продали примус или нет?

      Удалить
  4. а как именно выжигать фиксатор резьбы? при какой температуре?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. точно не скажу. Выжигал газовым резаком ковеевским
      http://survivalpandas.blogspot.ru/2014/03/kovea-kt-2912-cook-master-torch.html

      Удалить
  5. а бачок Вы на каком фиксаторе прикрутили?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. без фиксатора. Там самоуплотняющаяся конусная резьба. Если хотите использовать фиксатор - то только красный

      Удалить
  6. прикручиваю бачок без фиксатора, где-то за 90 градусов до нужного положения - резкое сопротивление. Боюсь, что если буду применять силу - сорву резьбу или срежу гайку - латунь мягонькая... ухватить особенно не за что. Вы не помните в каком положении головка "перестала" накручиваться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее всего резьба или грязная или поврежденная. Её после откручивания добо чистить каждый раз от остатков старого лака. Причем чистить лучше чем-то пластиковым или деревянным, чтоб не прослабить резьбу. А то потом присостпре прослабленная резьба в затянутом состоянии будет не на своем месте.

      Мое мнение надо почистить и проверить, нет ли где задоров. Если все нормально, но резьба ни в какую не хочет доворачиваться в нужное положение (именно недоход!!!), то нужно немного подтравить резьбу на штушере. Понабобится 10-15 грамм лимонной кислоты (антинакипин из хозмага) и чайная ложка столовой соды. Процесс такой: разводим лимонную кислоту в 100 мл теплотеплой (градусов 50-60) в форфоровой чашке и рядом в ругой чашке разводим соду в 50 граммах воды. Далее запихиваем штуцер резьбой в лимонную числоту минут на 5, потом достаем мокаем в раствор соды и примеряем резьбу к бочку. Если не подошло, то продолжаем травить. Если же резьбу наконецууже возможно закрутить с усилием 5-8Нм, то значит в самый раз, так можно и оставить. ;)

      Удалить
  7. Не знаю как у кого, но я перебрав пять примусов разных годов обнаружил у них такую штуку. Разбираю всегда с прожигом и последующей очисткой зубочистками, но при сборке всегда кажется, что резьба прослаблена. То есть если вкрутить горелку в бачек в "нужное" положение, резьба получается вроде бы герметичная, но горелка слишком легко выкручивается. А если резьбу затынуть, то вентель получается на 15-20 градусов перекруче (не параллелен бочку). Поэтому приходится резьбу в нужном положении горелки промазывать сверху цапонлаков от откручивания.

    Кстати, всем кто будет менять фитиль. Ту часть бинта, которая в отчете свободно болтается в бачке, лучше подвязать ниточкой в шнурок диаметром в районе 8-10 мм. Обвязывать элементарно, как жгуты проводов. Дело в том, что если работать только на "Голоше", то бессмысленное действие, бочек и так до суха вырабатывается. А вот на "тяжелом" автомобильном бензине или зимой даже на "Голоше" свободно валяющегося бинта уже не хватает. В бочке остается грамм 25-30 на дне. А вот с подвязанным толстым концом бинта 8-10 см в длинну бочек вырабатывается полностью до суха на любом бензине в любую погоду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте Андрей !! С Новогодними праздниками Вас !! Извените, несовсем понятно Что значит подвязать ниточкой в шнурок, диаметром 8-10 мм !! Если можно поподробней ! С увожением Алексей !!

      Удалить
    2. ну бинт же плоский, нужно собрать его в подобие шнурка, скрутить (несильно!) и обмотать, прошить ниткой, чтоб не разваливался. вверху фото есть

      Удалить
  8. Каким припоем паян бачок кто подскажет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. там что-то высокотемпературное. то ли латунь, то ли меднофосфорный

      Удалить
  9. На газу хорошо горит. Я вот подумал, что если сделать шланг со штуцером по резьбе пробки родного его бензобака.Для быстрого перехода на газ достаточно слить бенз, вместо родной крышки на бачек накручиваем штуцер со шлангом и баллоном. Попробую так сделать. Единственно что смущает это как будет вести себя газ в объёме бачка при его прогреве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень здравая мысль! Если бачок газом не заливать, ничего не случится, он должен работать на проход. ри выключении сначала закрывать газ на баллоне, чтобы в бачке давление уходило на сжигание.

      Удалить
    2. Сделал. Газ через клапан у баллона по шлангу через штуцер поступает в родной бензобачек.Горит просто отлично с первых секунд,но паровая фаза газа разогретая в бачке стремится пойти по меньшему сопротивлению обратно, и сильно греет шланг.Очень сильно. По хорошему нужен штуцер с клапаном, причём под определённое давление. Сложновато но думаю выполнимо и полезно.

      Удалить
    3. Ну или вместо шланга медная трубка. Должно работать. Попробую.

      Удалить
  10. День добрый, а подскажите- у меня не выходит достать шпиндель. После выкручивания стопорной гайки (крышки шпинделя) дальше что делать, выкруивать шпиндель или покачивая просто вынимать? Похоже прикипел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите фото, после снятия гайки его нужно выкрутить, там же видно

      Удалить
    2. Да, просто прикипел резиновый сальник.Против часовой крутите и все выдет

      Удалить
    3. Там важно обратно правильно собрать: закручиваем клапан по часовой до упора. Откручиваем НА ПОЛ ОБОРОТА и вставляем " расчестку с иглой" в колодец. Снова закручиваем клапан в право до упора. Все игла выставлена.

      Удалить
    4. Очень советую сделать графитовое уплотнение вала клапана вместо резинки и асбеста. Оч хорошая штука. Делается за полчаса. Есть видео на ютубе.сам тоже сделал- отличный результат.

      Удалить
    5. Всем спасибо. Резьба на шпинделе предназначена для регулировки подачи паров топлива. В крайнем открытом положении (против часовой стрелки) он у меня блокируется и дальше возникает вопрос - попытаться ещё крутить и он выходит ( или на хер скручивается шпиндель, на латуни много ума не надо) или все таки покачивая вынуть. Короче - как у кого получилось её вынуть? Теоретики лесом. Интересует практический ответ. Ибо свернуть латунь много ума не надо.

      Удалить
    6. получил печальный опыт по скручиванию с отрывом шпинделя путем разработки в лево право не спеша )) .на других пт 1 ( у меня их несколько )нагревал газовой горелкой место уплотнителя пока не перестал идти черный дым (там не долго выгорает этот уплотнитель)после чего шпиндель откручивается пальцами.греть не широким пламенем дабы не расплавить бачек .после этой процидуры также легко откручивается резьба от бачка .удачи.

      Удалить
  11. Долгое время я счастливо и беспроблемно обходился газом, используя неприхотливую газовую горелку-цветок со встроенным экраном, которую купил в магазине «Лента». Осенняя Карелия и Кольский полуостров не доставляли никаких температурных неудобств для употребления газа, купленного в той же «Ленте». Но, испытав как-то горение газа при минус 22, я понял, что нужно либо заправлять баллон чистым пропаном, либо переходить на жидкое топливо. Путём длительных поисков была выбрана мультитопливная горелка «Ковея», которая вместе с кризисом и земноводной асфиксией переродилась (опять же, не без чтения форумов), в более бюджетную и нехужейную горелку «Траск» (по уверению тех же форумов и разых интернетов). Горелка пришла по цене 43% от «Ковеи», что доставило и увеличило объём радости. Тут же она была опробована на газу, потом на бензине имени мадъярского естествоиспытателя с химическим уклоном Калоша, в условиях, приближённых к гаражу, но всё же снаружи его. С гордостью я предвкушал момент, когда я смогу продемонстрировать её своему товарищу- сибаритствующему полярнику, и, на лыжную прогулку, я шёл с затаённой гордостью и практически «бомбой» в рюкзаке. Когда настало время привала (ненапряжный ПВД), я достал свою чудо- горелку, призванную удивить и накормить. «МСР»!- воскликнул товарищ и сделал заинтересованное лицо. «Нет», - ответил я и он, со словами «Примус»?, шагнул поближе. «ТРАСК»!- гордо выкрикнул я, и он отошёл за дерево…

    Настал долгожданный момент ПУСКА. Заправлены в планшеты космические карты (зачёркнуто) галоша в китайскую горелку, и… не работает. Добавил наружного бензина на прогрев. Не работает! Подкачал давление, добавил бензина. Загорелись все 34 спички, ранее использованные на розжиг, разложенные вокруг горелки. Чуть позже пенёк, на котором она стояла. Горелка стояла безмолвно, как Жанна Д Арк перед лицом гестаповцев, а затем кончился бензин для прогрева, а сухое горючее мой товарищ не дал, так как оно было предназначено для всё-таки разогрева банки тушёнки. Cнег в котелке сиротливо стоял на бревне, так и не став чаем. Такого позора великий комбинатор не испытывал давно- вспомнилась фраза из Ильфа и Петрова, и, со скорбными глазами я согласился на предложение друга разогреть кашу с мясом на сухом горючем. Без изысков. Что из этого вышло, это совсем другая история, а пока я стал задумываться о реванше. Сначала была изготовлена печка-щепочница, успешно испытанная в условиях степи при минус 24, топливо - сухой мелкий ивняк по берегу речки. Чай готов! Себестоимость щепочницы совсем ноль рублей (всё сделано из дружеских материалов своими руками). Очень доволен. Но, это не было реваншем в полной мере, и я вновь обратил свои взоры на горелки, не носящие название «Траск». С помощью интернетов, включая этот, я понял, что «когда я стал половозрелым, я женщин сразу поделил: на тех, которых недостоин, и тех, которых не хочу». Таким образом, «МСР» мне не понравился насосом, «Ковея»-гнутой трубкой-генератором, «Омнифуел»- эстонским производством и отзывами про то, как на них отваливаются шланги в их прибалтийском исполнении, а «Оптимус свея»-ценой и невозможностью работы на газе. Зная мою природную, истинно русскую бережливость (деньги есть, но жалко J), друг посоветовал рассмотреть покупку ПТ-1.

    ОтветитьУдалить
  12. Изучив рынок и стоимость, склониться от «Оптимуса» к ПТ-1 мне не составило никакого труда. И вот, долгожданный пробный пуск, пока в одиночестве. Удар от «Траска» я ещё не пережил. Примус 1964 года горит слабо и еле-еле, потом и вовсе гаснет. Ну что за хрень?! Как быть с реваншем? Пошёл, залил ещё. Перцовки в себя. Потом ещё немного. И ещё немного. Со слезами, разбавленными алкоголем, я пошёл пробовать примус, не ответивший мне взаимностью, повторно. На улице стемнело. Прогрев, пуск, жидкий огонёк… ветер сменился, и из отверстия сброса ППК (пружинного предохранительного клапана), а также вокруг заливной горловины вспыхнул столб пламени. Я много читал про это в интернетах, как это страшно и опасно, что нужно соблюдать спокойствие, но, что тут страшного, я так и не понял. Я сбил пламя рукой (рука тоже немного загорелась, сунул в снег, погасла), и «Эврика» сверкнула в моём примусоозабоченном мозге. Для справки, я достаточно спокойно себя чувствовал на пожаре на Рязанском НПЗ в феврале 2014 года и многих других загораниях там же, поэтому жутким огнём от ПТ-1 меня напугать не удалось. Так что не всё в интернетах правда, не так всё опасно. Тут же был разобран ППК и крышка заливной горловины. Резина за период 1964-2017 превратилась в подобие жёсткой пластмассы и не обеспечивала уплотнение, и, следовательно, набор давления и перемещение горючего из бачка на горелку. Тут же из подходящей бензостойкой резины были изготовлены новые уплотнения, и через пять минут ПТ-1 весело жужжал голубым огоньком в предвкушении реванша в лыжном походе! И никаких вспышек! По иронии судьбы, через полчаса мне была доставлена «Оптимус Нова», заказанная мной, видно, в период Нового года, когда русская широта души, подкреплённая перцовкой, победила русскую же природную бережливость, а память скромно отошла в сторону, желая сделать мне сюрприз попозже. Тут же была испытана и «Нова». Описывать не буду, здесь есть люди профессиональнее меня в этом оборудовании, да и писать складно я тоже не очень умею. Если коротко, то: качественно, надёжно, продуманно и без проблем. Но, если честно, огонёк ПТ-1 мне показался более тёплым. Не подумайте, я ничего не путаю, «Нова» мощнее. Но, если брать не мощность пламени, а теплоту вещи, в которую добавлена частичка рук и души, то ПТ-1 мне как-то ближе, роднее. «Оптимус Нову» я возьму в серьёзный поход без лирики. А неспешные вылазки с целью отдыха и созерцания будут вместе с немецко-советским ПТ-1, для согрева сердца и попутно-чая. Спасибо, если дочитали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дочитали.. Шведско-советским тогда уж, причем здесь немцы?

      Удалить
    2. Согласен, хотя вроде и у немцев было что то похожее, нет,?

      Удалить
    3. резины в крышке никогда не было, изначально там стояла прокладка из смеси графита и ещё какого то материала. на скорую руку я заменил ее на прокладку отрезав резину от поршня шприца 20 мл.. на первое время хватит.

      Удалить
  13. Из текста: "Еще один вариант для модернизации - замена штатной крышки бачка на крышку оснащенную клапаном для присоединения насоса. В этом направлении я тоже буду работать. Резьба крышки бачка м20х1.5."

    На мой взгляд, совершенно нерациональное решение.
    Через бачок только газ есть смысл заводить, чтобы ПТ стал совсем мультитопливным при минимуме затрат и перделок

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно и чистый спирт, только трубочку свернуть из жести 2,5 см. и под рассекатель.

      Удалить
    2. Кроме того в крышке есть клапан для выхода избыточного давления паров бензина в баке. Раньше из-за заклинивания этого клапана и взрыва бака переименовывали из ПТ-1 (примус туриста) в СТ-1 (смерть туриста).

      Удалить
    3. Ничего там не переименовывали. Как он назывался ПТ-1, так его и назвали,
      "П И З Д Е Ц ТУРИСТУ". Совершенно незаслуженно, кстати. Обслуживать надо оборудование, следить за ним, и он будет десятилетиями отлично работать.

      Удалить
  14. Благодарю за хорошие фото. Посмотрел как устроен вентиль.

    ОтветитьУдалить
  15. Я сегодня купил, бушный, и как не странно он у меня сразу заработал после прогрева конечно))), почистил , отшоркал и как новый...

    ОтветитьУдалить
  16. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  17. Если жиглер сломался можно без него пользовать?

    ОтветитьУдалить
  18. Нет. Будет прыскать а не гореть

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Поддержать блог