Избранное сообщение

Переезд

В общем теперь у меня новый сайт. Тот же блог, но уже на домене первого уровня https://survivalpanda.ru/ Здесь же статьи продолжу выкладыва...

четверг, 11 мая 2017 г.

Альп. сборы в Архызе. Эльбрус. 23.04.17 - 4.05.17.

Постоянные читатели блога помнят, что в прошлом году моя супруга уже ездила на УТС в Архыз, я же их пропустил из-за травмы колена. Свои впечатления от сборов она изложила в данном отчете.

В этом году я не остался в стороне и поехали уже мы оба. Правда оказались в разных отделениях. Я - в новичковом, а жена - в отделении "троешников".

О своих впечатлениях мы и поделимся в данной статье.

Список одежды и снаряжения читайте тут

Поделиться:

23.04.17 Проехав пос.Архыз встали на поляне Таулу.

Нас встретил проливной холодный дождь. Дорога раскисла и машины груженые людьми не могли проехать к месту базового лагеря.

В результате решили, что в машинах поедут только вещи, а люди двигают пешком.

Лично я этому решению был крайне рад т.к. за время обсуждения успел основательно вымокнуть и замерзнуть. Ведь все теплые и штормовые вещи были в рюкзаке. А во время ходьбы неплохо согреваешься.

От поляны до места базового лагеря примерно 6 км грунтовой дороги. Перепад высот порядка 300 м.

Добрались. Разгрузили наш транспорт, после чего совместными усилиями поставили кухонную палатку и кают-компанию.

Затем начали заниматься индивидуальным биваком. Поставили нашу заслуженную БАСК PINNATE 2. Все это под не прекращающемся снего-дождем, бррр. Ощущения пренеприятные.

Зато потом в кают-кампании раскочегарили газовую пушку. Ее жар дал возможность согреться и немного просушиться. К тому же подоспела еда. Я съел несколько порций густого наваристового, а главное, горячего борща.

Настроение начало стремительно повышаться. Даже то, что штормовой ветер сорвал и порвал кухонную палатку не сильно его опустило. Палатку всем миром быстренько вернули на место.

На этом приключения закончились и к вечеру народ расползся по палаткам спать.

Подъем, по меркам альпинизма, был весьма поздним - в 6 утра.

Всю ночь шел снег и вот какое зрелище открылось мне в тамбуре.

24.04.17

Палатку, да и все вокруг, основательно засыпало.

Инструктора, не смотря на плохую, в целом, погоду все же решили провести акклиматизационный выход к месту штурмового лагеря. Заодно решили забросить наверх еду.

В итоге штурмовые рюкзаки со снарягой и едой тянули на 10-15кг.

Подъем наверх начинается с перехода реки по скользкому бревну. Один раз испытав такое удовольствие в дальнейшем всегда ходил вброд. Сочетание отличных ботинок с гамашами позволяли сделать это не замочив ноги.

Набор высоты от базового,до штурмового лагеря порядка 1000 м. Обычно это примерно 4 часа хода.

Но не когда надо тропить. А этим мы - новички и занялись, когда догнали отделение разрядников ушедших немного раньше.

Да еще работали связавшись.

Ваш покорный слуга, как раз на этой фотографии рубит ступени. Долго такой работы не выдерживаешь. Затем происходит перестежка. Лидер делает шаг в сторону, а ему на смену приходит следующий. И так по кругу каждый успевает побывать первым номером.

На горизонте перевал-обманка. Кажется что все, пришел. Но нет, за ним открывается еще один. И еще. На этот раз уже финальный.

Поэтому, когда мы перевалили финальный участок я очень обрадовался.

Вот место расположения нашего штурмового лагеря.

Вытоптали место и поставили палатки, даже успели окружить их снежной стеной, как началась метель.

Под усиливающимися порывами ветра и снега начали спускаться. Мое больное колено подобные скоростные спуски буквально убивают. Крайне неприятные ощущения.

25.04.17

Забрасываем в штормовой лагерь всю оставшуюся снарягу. В этот раз несем тяжелые экспедиционники, в моем случае - Баск nomad 90.

Все ступени за ночь занесло, приходится тропить заново.

Каждый идет своим темпом. Поэтому цепочка так сильно растянулась.

Что радует - погода очень сильно улучшилась. Вышло солнце, разогнало облачка и началось пекло.

Убрал в штормовку в рюкзак и растегнул брюки-самосбросы. Остался только в термобелье.

Собственно такая солнечная погода держалась все наше прибывание в Архызе.

Ночью - дубак -15 -20 градусов. В 6 утра одновременно с выходом на маршрут солнце выходило и начиналась жара. В 18 солнышко закатывалось и наступало резкое похолодание. Все надевали пуховки и расползались по палаткам. Вот такое расписание.

А между тем наше отделение, как раз, взяло крайний перевал и со вдохами облегчения побрели к палаткам.

Из задач на этот день основная была - постройка туалета.

Кстати, кому интересно - данное сооружение выглядит один в один, как кабинка для переодевания на пляже. Только сделанная из снежных кирпичей. Желательная высота стенок - в рост человека, чтобы никого не смущать.

В центре роется углубление для отходов.

В качестве индикатора занято/свободно используется лавинная лопата или ледоруб воткнутый у входа.

Я же, в это время, как завхоз отделения раскидал все наши запасы еды по палаткам. Готовить в палатках и там же питаться гораздо удобнее, чем централизованно.

Один из тамбуров палатки переоборудовал под кухню/склад еды.

Ну и под вечер провели тренировку использования лавинных биперов.
Она заключалось в том, что по всему лагерю прячутся эти приборчики, а люди по одному их ищут.

Из каверзных моментов - спрятать бипер под куртку второразрядника. Или сидя в палатке вести "радио-игру" включая и выключая личный бипер. Короче весело.

Как я уже говорил с заходом солнца резко похолодало и все разошлись спать.

26.04.17

Пошли первый за эти сборы маршрут - крест вершин Пештера и 60 лет КЧАО. Вроде как, категории сложности 1Б.

На Пештеру вообще пешком зашли. Вот, кстати вид с нее на наш лагерь. Справа, как раз та самая КЧАО.

Троешники же ушли на Кара-джаш.

Долго по времени тропить, лавиноопасный склон. В общем полные штаны веселья.

Вернулись очень усталыми, но довольными. Весь лагерь встречал их, как героев. Аплодисментами, приветственными криками и чаем/спиртом.

КЧАО с этой стороны тоже не вызвала никаких трудностей. Легкое лазание. Кто не знал или забыл вспомнили работу в двойках/команды/установку закладок. Начали схаживаться в связках.
Спускались кто по гребню, кто по снегу.

Т.к. светового дня оставалась еще полно, то провели лавинные занятия с закапыванием.

Копается яма высотой в пол-роста. На дно кладется пенка и участник мероприятия. Затем яма закапывается, а снег трамбуется прыжками. Затем все остальные тычут в "пострадавшего" щупами, в учебных целях конечно, а не из вредности.

Для безопасности в руку засыпанному дается трек палка, если ей начать дергать вверх-вниз, то тебя быстренько откопают.

В общем тренировка еще более веселая, чем поиск спрятанного бипера.

27.04.17

Крест вершин Минги 1Б - Батак - 2А.

На самом подходе к перевалу лавиноопасный траверс с карнизом. Аккуратненько проходим ниже карниза.

Минги особого удовольствия не доставил - идешь вверх и идешь. Этакий мини-эльбрусик.

Батак, напротив, порадовал. Ненапряжное, но интересное лазание по гребню и теплым скалам. Параллельное движение связок, дюльфер в конце. Короче красота.

В промежутке между маршрутами пили чай на перевале.

28.04.17 Маршрут Пештера  2А. Та же вершина, что и в первый день, но идется с другой стороны. Лазание достаточно интересное - 3 бастиона, каждый из которых является ключом маршрута.

Вид с вершины. Несколько дней жаркого солнца сделали свое дело - в долине все зелено.

После возвращения с маршрута собрали бивак и двинули вниз - в базовый лагерь. Тут то и началось самое веселье.

Тропа превратилась в снежно-водяную кашу. Из под нее полезли скользкие камни и трава. Мы падали, скатывались, поднимались и снова падали. Несколько раз пришлось зарубаться.

Моя любимая нога попала под камень и провернулась, подарив массу интересных ощущений.

Единственная девушка в отделении также ощутимо приложилась, пришлось ее разгружать.

В результате когда все таки спустились к реке сил переходить уже не осталось. Рванули напрямик.

Безумная радость после такого сложного дня увидеть свою родную палаточку. Скинуть ботинки и ходить босым по теплой траве, помыться в холодной воде.

На следующий день - 29.04.17 был запланирован маршрут КЧАО по 2Б. В результате движения по которому мы бы вновь оказались в штурмовом лагере и предстоял снова замороченный спуск. Больное колено ощутимо отекло. Чтобы не пропустить Эльбрус решил на маршрут не идти. Т.к. колено болит, а 2Б у меня уже есть в зачете с крымских сборов.

Устроил себе незапланированный день отдыха. Лежал, вел дневник, гонял чаи и мазал колено троксевазином.

30.04.17 - официальный день отдыха для всех. Кают-кампанию превратили в баню, где все смогли помыться. Затем не спеша собрали весь лагерь и к вечеру спустились на Поляну Таулу - попить пива с хычинами.

И в ночь была запланирована переброска под Эльбрус.

1.05.17 с утра были уже на поляне Азау. Перекусив в кафешке двинули на канатную дорогу.
Как и в прошлом году ехали на маятниковой канатной дороге до станции Мир (3500м).

До Приюта 11 (4100м), где был запланирован штурмовой лагерь, двинули пешком.

Благо идет отличная дорога раскатанная ратраками. Тропа проходит мимо бочек и Гарабаши, которые являются явными и далеко видимыми ориентирами.

Место для палаток вырыли прямо в склоне, для защиты от ветра.

Сразу после начала раскопок  на снегоходе с мигалкой подъехал какой то мутный мужичок и начал требовать штраф за установку лагеря в неположенном месте. На просьбу показать документы/регламент и положенные места для стоянок пробурчал что-то невнятное и ретировался.

Закат. Вид с штурмового лагеря.

2.05.17 Акклиматизационный выход. Встали попозже вместе с солнышком и двинулись наверх.

Если честно я себе и не представлял сколько народу идет на Эльбрус. Нескончаемая вереница людей всех рас и национальностей.

Мимо ездят ратраки и снегоходы обдавая тебя запахом выхлопных газов, из транспорта на тропу летят бычки. Короче, все это созерцать - удовольствие ниже среднего. По крайне мере так считает мой внутренний мизантроп.

Да еще и горняшка на это все накладывается.

Сразу после выхода на дорогу нашу колонну попыталась задавить какая то девушка на снегоходе. По крайней мере это так выглядело. Снегоход разворачивается и прет прямо на тебя. Мы кинулись врассыпную, но транспортное средство, к моему мстительному удовольствию задымилось и заглохло. К моему возвращению в лагерь сломанный снежик так и стоял одиноко на склоне.

Дошел до скал Пастухова, решил по ощущениям, что для акклматизационного выхода хватит и двинул вниз.

3.05.17. День штурма. Вышли в 2.00 по полной темноте.

Погода испортилась - снег и ветер. Картина совершенно инфернальная. Шаг за шагом прешься в гору, темноту прорезает только цепочка фонариков уходящих наверх. Ты одет по максимуму, включая маску и балаклаву, так что про ветер узнаешь только по завыванию и шатающим порывам. Полное ощущение погружения в какую то компьютерную игру.

Дошел до сломанного ратрака, погода совсем ухудшилась и началась метель. Колено и голова очень разболелись. Решил не рисковать и спустился в лагерь.

Тем, кто пошел дальше довольно сильно повезло. Они попали в окно немного улучшившейся погоды и смогли взойти на вершину. Молодцы!

Остаток дня тюленили в палатке под непрекращающимся снегом и доедали запасы пищи.

С утра собрали лагерь и спустились вниз, ну и затем дорога домой, конечно.

В целом от сборов у меня неоднозначные впечатления. Насколько понравился Архыз, настолько не понравился Эльбрус.
Много людей и машин. Негде поставить нормально палатку. Короче - центральная площадь оживленного городка. Засрано даже весной, а что будет летом?
Классический маршрут с юга, не смотря на то, что восхождение до конца не удалось, я для себя закрываю.

В ближайших планах, гораздо менее людный, Эльбрус с востока - летом.

В следующей статье я расскажу про используемое снаряжение и одежду. А пока на этом все. Спасибо за внимание!

Поделиться:

1. с 1 мая как раз ходили на "Эльбрус с востока". Так же 3го около полудня сильно испортилась погода застав нас под перевалом Ирикчат. На следующий день постепенно погода улучшилась, но часть группы решила идти обратно, после начала движения ещё один участник(основной руководитель) почувствовав недомогание решил поворачивать. В итоге сходили на перевал без рюкзаков и сбежали за день до зоны леса(верхних кошей). Из неприятного так же как у вас, довольно много снега, но при этом достаточно тепло, поэтому и мокрый снег и проваливания по середину бедра в снег над ручьями до воды. Ещё 2го числа было много лавин. А насчет людности, вы правы, встретили всего несколько групп которые в основном ходили на акклиматизацию, во всяком случае при подъеме на перевал уже не было намека на следы и тропу.

1. Спасибо за Ваш отзыв. А как маршрут в целом? Понравился?

2. маршрут отличный, интересный и хороший опыт получите.

3. мммм вы с востока шли)) жду с нетерпение новых фотографий! как погода в двух словах?

2. в том году тоже с востока зашли) погода была как дама, то ласкала, то холод и безразличие. благо, новичков не было, хотя самые приколы и хохмы с ними связаны.

3. Замечательное место в Архызе. Закрывал на этих же вершинах(Минги-Кёльбаши, Батаг, 60 лет КЧАО, Пештера) третий разряд в октябре. В цирке между ними - озеро Ворона (Воронье). Как понял из фотографии - вы стояли лагерем прямо на замёрзшем озере?

1. У нас это озеро все называют "Запятая"

Да,лагерь был прямо на нем

4. С Эльбрусом Вы опоздали ровно на день. 1.05 на аклиматизационном выходе дошел до косой полки, Спустившись, посмотрел погоду на сайте https://www.mountain-forecast.com/peaks/Mount-Elbrus/forecasts/5642 понял, или завтра (2.05) или... Вышел в 4 утра, дойдя до седловины, вершину затянуло в "молоко", видимость позволяла и до вершины дошел, но красивого вида панорам с этой самой вершины не было, видимость несколько сотен метров.

5. Видел, кстати, Ваш лагерь на приюте 11, сам стоял на 3850.

6. С удовольствием читаю Ваш блог. Сам любитель походов выходного дня. На такие длительные времени нет, поэтому остается читать чужое.
    Не сочтите за рекламу, но хотелось бы услышать мнение о блоге Александра Леснянского. Человек просто путешественник и фотограф, но есть у него несколько зимних восхождений на южно-муйский хребет в Бурятии. Походы в -50 туда, где цивилизацией и не пахло. Ссылок давать не буду, при желании легко ищется в интернете.

1. Я считаю неэтичным обсуждать людей и их творчесто за глаза.

7. ОК. Тогда пусть это будет просто ненавязчивая рекомендация. Без какого-либо обсуждения.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.