Избранное сообщение

Переезд

В общем теперь у меня новый сайт. Тот же блог, но уже на домене первого уровня https://survivalpanda.ru/ Здесь же статьи продолжу выкладыва...

четверг, 16 июля 2015 г.

Сплав на катамаранах по р.Писта. Карелия. Лето 2015.

В этом отчете я расскажу про свой опыт сплава по этой реке. Для меня он стал очень знаковым т.к. это первый категорийный поход, в котором я участвовал.

Сразу оговорюсь, что группа была коммерческая. Соответственно очень много брали на себя инструкторы.

Думаю всем, кто хочет посетить Карелию и посплавляться по ее рекам мой отчет будет полезен. Я постараюсь описать его максимально подробно.

Пламенный привет всем участникам этого похода, которые могут прочесть этот отчет.

Поделиться:

Касательно выбора туриского клуба я не буду распространяться. Выбор их огромен на любой вкус и кошелек.

Заброска на эту, а также многие другие карельские реки Охта, Шуя, Кереть и пр. осуществляется поездом. Как правило - это фирменный 16А "Арктика". Поезд хорош, особенно купе.
Опишу тезисно:
-мягкие удобные диванчики.
-белье уже застелено.
-кормежка входит в стоимость билета (один раз горячее из вагона ресторана+ сухпай)
-телевизор в купе (лучше бы его не было)
Напоследок самое "вкусное" - два биотуалета на вагон. На сан.зоны не закрывается, горячая вода присутствует. Еще из приятного - розетка в каждом купе.
В общем доехал отлично. Время в пути - чуть более суток.

В районе Петрозаводска начинаются изменения в природе. Появляется много водоемов, сосновые леса и песчаный грунт с покрытыми мхом валунами.

Не знаю у кого как, а у меня при виде этой природы сердце защемило в предвкушении.

Как правило трансфер от пункта прибытия (в моем случае д.Лоухи) уже "входит в стоимость путевки". В момент выгрузки из поезда вас скорей всего перехватит инструктор и вы сможете сложить о нем первое впечатление.

Вся группа погрузилась в буханки. Пара часов по разбитой грунтовке и мы прибыли на стапель.

Далее под чутким руководством инструкторов учились собирать катамараны. Во всяком случае я учился т.к. до этого с ними не сталкивался.

На этой фото я надуваю кат двушку.

А на этой креплю транец к огромной шестиместной "барже".

Маленькое замечание про погоду. Буквально с первых минут погода начала вести себя, как капризная девушка. Десять минут шел дождь, дул сильный ветер и было очень холодно, все срочно утеплялись. Следующие десять минут тучи уходили и выглядывало по-настоящему летнее солнышко, все раздевались. Такие перемены погоды были весь первый день.

После сборки произошло распределение по катамаранам. Мы с женой попали в экипаж адмиральского катмарана. Той самой шестиместной баржи. Вот вся эскадра в сборе. На самом большом катамаране с флагом мы и проходили почти весь поход.

После сборов отплыли. Первый ходовой день был очень короткий. Часа два от силы, зато успели пройти два порога. Если не ошибаюсь: Сакал и Захар - 3 к.с. Заодно отработали управление катамараном и начали сгрябываться.

"Работа" рулевым очень напоминает капитанскую работу на налиме. Ничего принципиально нового.

Встали на стоянку. Дежурные приготовили ужин, а затем было объявлено личное время.

Тем более, что с помощью бензопилы сделать костер дело весьма простое.

К сожалению большая часть участников сразу же начала истреблять запасы алкоголя. Не поймите меня превратно. Я не являюсь идейным противником алкоголя, но я крайне недоволен, когда вдруг в пять утра кто-то из участников начинает орать песни, мешая спать всему лагерю, а некоторые из них вообще не просыхают весь поход.

В общем вечерняя пьянка для желающих была каждый день. Инструкторы видимо не имели реальной возможности (или желания) это прекращать.

Одним из последствий возлияний было максимальное затягивания времени отхода. Например если подъем назначался на 10 часов утра, то отплывали мы в 15-16 часов. И это не преувеличение. Из за этого ритм похода получался рваный, а основное ходовое время попадало на вечер, когда существенно холодало.

Но я отвлекся.

После ужина поставили палатки. Моя новая Bask Pinnate 2. Забегая вперед скажу, что палатка мне очень понравилась и я остался ей полностью доволен. Подробности буду в соответствующем обзоре.

Я сколхозил крепление для экшн-камеры на каску.

Несколько фото моего сплавного комплекта.

Тут все просто. В самом низу влагоотводящее термобелье Craft active extreme.
Сверху, когда было холодно т.е. всегда начиная с третьего дня, когда скрылось солнце, и начался знаменитый карельский обложняк - флисовое термобелье.

Поверх флиса мембранная куртка Bask GRAPHITE GELANOTS - по-настоящему классная штука. Я хвалил себя за то, что решил ее взять с собой практически все время. Ни брызги бочек и шивер, ни дождь, который идет целый день, ни дикий ветер на озерах не промочили и не продули ее. Тому, что я не заболел в этом походе можно благодарить эту куртку.

Брюки Crye Precision G3 ALL WEATHER COMBAT PANTS тоже показали себя с лучшей стороны. Мелкий дождик и ветер они держали, но против ливня и воды заливающей борт катамарана в пороге оказались беззащитны. Причем вода в-первую очередь проходила через карманы для интегрированных наколенников.

Это меня не сильно беспокоило т.к на первый план вышла отличная дышимость этих брюк и очень быстрая скорость высыхания.

Обычно это выглядело так. Приходим на стоянку. Верх сухой т.к. мебранная куртка, низ - сырой. Быстренько столблю место для палатки на отшибе (чтобы не слышать песен), ставлю ее и отправляю супругу переодеваться. Сам в это время помогаю разгрузить общественную снарягу с катамарана и с разжиганием костра. В результате через минут сорок, максимум час, когда я подумываю идти переодеваться, вдруг выясняется, что вся одежда уже высохла прямо на мне. В результате я переодевался в сухой комплект только на дневках "экономя" его на затяжные дожди.

Раз уж зашла речь за встроенный наколенники - вещь однозначно must have. На катамаране "сидишь" стоя на коленях. Колени излишне намокают, могут повреждаться трубками рамы и пр. Встроенные наколенники от этого избавляют. На суше они тоже офигенны - отлично справляются с падениями, и когда просто надо встать коленями на камень, защищают от грязи и протирания ткани  и т.д. и т.п.

Флисовую шапку вообще не снимал почти весь поход. Ни днем, ни ночью.

На ногах ботинки La Sportiva Boulder X. Они созданы для боулдринга т.е. фактически для лазанья по большим камням. Мне показалось, что это то, что надо для хождения по грунту напичканному этими самыми камнями и я не прогадал. Ботинки отлично поработали. Причем повышенная влажность никак на них не сказалась.

На катамаране ботинки заменялись на неопреновые боты, на руках неопреновые перчатки.

Я опять уселся на своего любимого конька - снаряжение.  Постараюсь вернуться к нити повествования, а про само снаряжение и все выводы относительно него напишу в конце.

Одна девушка из участников оказалась страстным рыболовом и быстренько на удочку наловила кучу плотвы.

Мы же с женой занялись фотографированием природы. Надо сказать, что природа в Карелии офигительна до бескрайности. Пожалуй - это мой самый любимый тип: бескрайние сосновые леса, камни поросшие мхом, бурная вода. По-моему в эту природу нельзя не влюбиться.

К недостаткам я бы отнес фауну, а точнее комаров и мошек. Они надоедливые, но я бы не сказал, что их больше, чем у нас в средней полосе.

Довольно сильной неожиданностью явился полярный день. Нет умом все понятно, но организм отказывается осознавать "как это солнце не закатывается и не темнеет".

В общем весь поход я, когда приходило время спать, симулировал ночь натягивая на глаза флисовую шапку.

Второй день начался с заклейки, вернее зашивания одного из катамаранов.

Про сборы я уже говорил.
Пользуясь свободной минуткой сфотографировал жену.

На второй день был один из самых интересных порогов этой реки - Падун - 4 к.с.

Прошли его без проблем, зато по-дурацки пропороли баллон на каком то ерундовом одиночном камне. В результате из двух катов собрали тримаран и пошли под мотором к стояке.
Она находится на полуострове посреди огромного озера.

Привал.

На следующий - третий день была объявлена дневка.

Основной задачей на дневке стала баня.

Также произвел зарядку экшн камеры от повербанка.

Снимая природу невозможно остановиться

На мой взгляд палатка достаточно органично вписалась во всю эту красоту.

Баня.

День завершился созерцанием.

Практически весь следующий день (четвертый) шли под мотором по озерам.

Больше всего запомнилось огромное и величественное Пистаярве.

Стоянка была в красивейшей лагуне.

К вечеру небо плотно затянуло тучами. С тех пор солнца почти не было видно, начался "сезон дождей". Последние лучики солнца осветили лагуну, создав световые дорожки. Все сразу бросились фотографироваться в романтической атмосфере.

Ну и мы тоже не смогли устоять.

День пятый.
С утра шел дождь.
После выхода из залива на нас накинулся сильнейший ветер. Волны были, как на море.

Прошли несколько озер и офигенный порог Семиповоротный - море кайфа.

Изюминкой на торте стали вечерние тренировки по самосплаву в пороге. Я с экшн камерой на башке.

Начало вроде нормальное, только вода холодная.

Как учили. Вхожу в струю ногами вперед, пытаюсь подгребать веслом.

Затем меня захлестывает волной. Наглотался воды, но в результате выжил и влез на катамаран.

Опыт очень полезный т.к. теперь в случае чего не будет первого страха и растерянности. Классная тренировка. От выброса адреналина прогрелся до костей несмотря на холодную воду и дождь.

А еще в этот вечер один из участников поймал щуку, которую пожарили и съели. А из головы сварили уху на следующий день.

День шестой. Дождик то есть, то нет. Тучи. Делаем пафосные фото не сходя с катамарана.

Как я уже говорил, крупные озера проходим под мотором. При этом все пять катмаранов связываются.

Потихоньку осваиваю лодочный мотор. Очень интересное и новое для меня дело.

сплав по реке писта карелия 2015-78.jpg

Порог Фурляляй. Природа погрела немного солнышком.

Бочка.

Покатушки в бочке во время обеденной стоянке на Фурляляе.

Пару слов про кормежку. Кормили очень хорошо, как на убой. Вкусно и всегда была добавка.
На завтрак каши с сухофруктами и сгущенкой, на обед супы, на ужин вторые блюда и салат. Рецепты разнообразные и никогда не повторялись.

Рыбаки регулярно пополняли рацион свежей рыбой. На фото стейки из щуки.

На седьмой день мы с женой пошли на катамаране двушке. Прошли несколько лайтовых порогов и в завершении - порг Поалла 4 к.с.

Восьмой день - дневка на этом пороге.

Блинчики на завтрак.

Гора дров для бани.

Гигантская щука.

Был очень удивлен встретив маленькие кустики цветущего шиповника.

Девятый день. Завершение похода. Трансфер до Лоухов порядка шести часов на машинах и возвращение домой.

На этом описательная часть похода заканчивается.

Сам поход оставил тонну приятных впечатлений. Однозначно в будущем практику подобных походов и сплавов буду неоднократно повторять. Все было супер классно.

Теперь я бы хотел поделиться опытом использования одежды и снаряжения взятого в поход

По одежде.
Я уже рассказывал про свой сплавной комплект ранее.
Как бы я оделся сейчас, с учетом полученного опыта?

Синтетическое термобелье однозначно оставляем, оно абсолютно необходимо т.к. греет в мокром состоянии и очень быстро сохнет.

А дальше можно пойти одним из трех путей:
1) Сплавной влагозащитный комплект. Стоит не слишком дорого, отлично защищает от брызг и дождя. Плохо дышит. Не применим нигде кроме сплавов.
2) Влагозащитный туристический костюм из полиэтилена/плащевки. Хорошо защитит от дождя. Такие костюмы очень непрочные, что в условиях кустов моментально выводит их из строя. Вы будете мокрым от собственного пота т.к. такие костюмы вообще не дышат. Манжеты могут пропускать воду.
Пончо полностью не применимы т.к. очень сильно парусят.
3) Хорошая мембранная куртка и штаны. Отличный универсальный вариант. Защита от воды и дышимость, такой костюм может быть использован в абсолютно любом походе.

Неопреновые перчатки - это хорошо. Толщина 3 или 5 мм.
Неопреновые боты - плохо. Неопрен греет только в движении. На катмаране ноги почти не двигаются в результате сильно мерзнут. Многие поддевали мусорные полиэтиленовые пакеты и синтетические носки, чтобы хоть как то улучшить ситуацию.
Лучшим решением будут мембранные носки на которые надеваются легкие сетчатые кроссовки.
Учитываем, что резиновые сапоги носить запрещено по ТБ.

Неопреновый костюм в принципе для таких походов вовсе не обязателен. Инструкторы, например надевали неопрен только на покатушки в порогах.

С сплавным костюмом разобрались.
Далее сухой. Как я уже говорил, сухим костюмом я почти не пользовался в связи с тем, что верх сплавного костюма не промокал, а низ успевал очень быстро высыхать. В любом случае сухой костюм у меня был. Он состоял из шерстяного термобелья  Kryptek Merino, штанов FJALLRAVEN GREENLAND  и легкого дождевика Splav Breeze.

Несмотря на середину лета было очень холодно. Ночью до 5-7 градусов. Днем в районе 15 и все это на фоне сильного ветра и высокой влажности. Поэтому без утепляющего слоя было никак не обойтись.

Для утепления я использовал куртку на прималофте KRATOS HIGHLANDER KRYPTEK. Что примечательно, именно эту куртку использовала жена в своем сплавном комплекте. Т.е. она частенько возвращалось мокрой и я опять таки сушил ее прямо на себе. Прималофт тоже греет в мокром состоянии и быстро сохнет.

Второй утепляющей курткой, которую мы взяли была Impulse от Сплава. Очень теплая, постоянно спасала вечно мерзнущую супругу на берегу. Эту куртку мы старались беречь от намокания, чтобы жене было во что переодеться.

сплав по реке писта карелия 2015-106.jpg

Сплавной комплект супруги состоял из:

Термобелье первого слоя Sivera "Годобль",  при необходимости утепления надевалось флисовое термобелье.
Брюки Панзер лайт.
Далее утепляющая флисовая и/или прималофтовая утепляйка и дождевик Serene light.

Сухой комплект практически полностью повторял сплавной.

С одеждой в первом приближении разобрались. Теперь про сон.
Я очень рад, что взял палатку Bask Pinnate 2,  а не различные вариации с внутрянкой из сетки. Как я уже говорил было холодно, влажно и мерзко. В таких условиях палатка отлично себя показала. В ней было тепло (на 5-7 градусов больше чем снаружи, и это при открытой вентиляции).

В большие тамбура убирались все вещи.

Внутренние стенки почти вертикальные, что обеспечивало отличный обитаемый объем и, как следствие, увеличивало удобство проживания.

Несмотря на продолжительные дожди, ни дно, ни тент, не промокли. В общем все отлично. Подробности про палатку будут в соответствующем обзоре.

Теперь коврики. Использовал сплавовские надувастики airloud. Все отлично. Тепло и мягко. Спал, как дома.

Спальники. Супруге взял "Fantasy 340" Primaloft® а себе, как дурак, взял что-то совсем легкое на рыбьем меху. В результате спал не снимая термобелья, да еще с утепляющем слоем сверху.

Из электроники взял фотоаппарат sony nex f3 (основное средство съемки всех обзоров), экшн камеру xiaomy yi, повербанк чтобы все это заряжать.
Фонари тоже взял, но они не пригодились, полярный день однако.
Телефоны там не ловили, но я специально таскал в кармане бюджетнейший влагозащищенный NO1. Как ни удивительно, но все тяготы он легко перенес.

Еду обеспечивал турклуб поэтому взял только КЛМН, а также вкусняшки на дорогу.

Аптечка стандартная.

Инд. аптечка на себе - жгут+ипп.

Расширенная аптечка:
шина
бинты
нелипнущие повязки типа брандолинда - пара штук (ранозаживляющие повязки)
упаковка пластыря
пластырь рулонный - 1шт
спиртовые салфетки для инъекций
кетанов - 5 ампул (обезболивающее общее)
новокаин- 5 ампул (анестестетик)
ношпа- 5 ампул
цефтриаксон - 2 флакона (антибиотик внутримышечно)
супрастин - 5 ампул
шприцы под все это дело

таблетки дублирующие уколы (в качестве антибиотика - сумамед)
белый уголь
тюбик пантенола (заживляющее)
тюбик геоксизона (противовоспалительная мазь)
альбуцид (глазные капли)
нафтизин (капли в нос от насморка)
 хлоргексидин - 3 флакона

Антибиотики пригодились, и очень помогли одному из участников.
Пластырь и пантенол тоже постоянно тратились.
Пожалел, что не взял гигиеническую помаду.

В принципе отчет и так получился огромным. Поэтому закругляюсь.
Спасибо за внимание!

Поделиться:

1. Про NO1 можно обзор, планирую себе

2. Интересный отчёт. Подскажите, какие спас.жилеты были на вас во время сплава? Воздушные? Планируется 3х дневный сплав, думаю какие взять, чтобы были удобны и безопасны.

1. Судя по фото, самые простые со вспененном наполнителем.
      Если вы не знаете какие нужны жилеты, вам подойдут те же вспененные, главное соблюдать расчетный вес и если река с категорией желательно наличие пахового ремня.

3. Я в свой первый водный поход ходил тоже в Карелию, тоже в платной группе, и тоже попала а шести местное чудовище. Только у нас мотора не было, хехехе.

Надеюсь, у вас удастся со временем найти свою походную компанию. Чтобы можно было забуриться подальше от местной алкашни и от алкашни платной понаехавшей. :)

1. Да ты оптимист братуха. От понаехавшей алкашни избавиться невозможно. Потому, что они идут обычно "с тобой в одной группе". Ничего личного, но думаю, ты меня понял.

4. Простите, зачем закрывать лица, Вы чего то стесняетесь или боитесь. Мне кажется это лишнее. Фото выглядят уж очень странно.

1. Насколько мне известно автор просто не хочет светить свое лицо на весь интернет. Имеет право и причины.

5. В чем преимущества платной группы? Почему не пойти самим?

1. 1) Наличие инструктора. Соваться на категорийную реку без соответсвующего опыта - одна из разновидностей самоубийства.

Инструктор знает все пороги, их сложность и т.п. типа удобных стоянок.

Проводятся занятия по действиям в случае киля и самосплаву

2) Своего катамарана у меня нет. Покупать под отдельный поход слишком дорого,да и в поезде его везти удовольствие ниже среднего. На налиме туда соваться тоже не вариант

2. Можете еще чуть подробнее рассказать про психологический климат, особенности быта и прочее? Я никогда не ходил в коммерческий группах и мне интересно.

3. Этот комментарий был удален автором.

4. психологический климат дружественный. Особо теплые отношения складывается с экипажем своего катамарана. Люди,которые были знакомы до похода,как правило, кучкуются вместе.

Касаемо быта вопрос не ясен, конкретизируйте.

6. Этот комментарий был удален автором.

7. Отличный обзор, спасибо. Мотор это тема :) Мы угреблись проходить Шотозеро и Вагатозеро (на Шуе) на Стерхе 4 (два дня по 33 км было) . Сосплавники обнылись.
    А с алкоголем обычное дело, мы тоже квасили весь сплав, правда выходили в районе 12 и до 5 сидели всего раз

1. в коммерческом туризме бытует поговорка "чем раньше встанешь, тем пол второго выйдешь" =))

8. хочу сразу вас предупредить - ваш поход не категорийный. речка - простая. четверошных порогов на ней в эту воду нет. снарягу узнаю - снаряга фирмы "стелла". знакомых инструкторов на фото-видео не видел. скорее всего не стелловские.
    для знакомства с водными карельскими маршрутами сей поход - норм. алкаши в группе - беда. от нее не застрахуешься. в пик сезона даже если ваша группа - трезвенники, то есть высокая вероятность, что соседняя группа - алкаши =)
    сам барагозил до 5 утра, но выходу в 11-м часу это не помешало, ибо собираюсь быстро в любом состоянии(не спавши). еще любителей заложить за воротник предупрежу - вода пьяных любит, к себе забирает.
    по поводу аптечки - поддерживаю. на таких турах у инструкторов аптечки - беда полная. года 2 не лазили, не обновляли. половина препаратов - размокшая каша.
    опять же таки совет - ВАША герма должна лежать У ВАС на кате. если вы в добавок астматик, аллергик, диабетик - отдельная мелкая герма ВСЕГДА У ВАС НА КАТАМАРАНЕ ПРИВЯЗАНА СВЕРХУ ОСТАЛЬНОЙ ПАКЛАЖИ. в прошлом году одну астматичку не спасли на маршруте - лекарство было на другом кате, который отстал на пару часов.

1. Некатегорийная, так некатегорийная. Я не за категориями езжу.

Своя герма естественно на своем катамаране.

9. прочитал отчет от корки до корки. вопрос: сколько синих гермомешков, выданных вам инструкторами, было занято вашим снаряжением?
    по поводу снаряги на воду - ваш вариант снаряги подходит исключительно для коммерческого сплава по карельским речкам-троечкам летом. Майские реки карелии с такой снарягой - себе дороже. опять же завал на реке разгрести, стоя в воде по грудь без неопрена(минимум) - бред. отморозите себе все. не вылезаю с карельских рек уже лет 7(тохма,укса, красненькая, кутса, умба, тумча - май, июнь, август) - снаряга однозначно брызговетрозащитный костюм (тритон водник, куртка из декатлона, неопрен от троечки до девятки), носки неопреновые, боты неопреновые, подшлемник неопреновый, перчатки неопрен(только в мае)). в воде могу просидеть неограниченное кол-во времени. Если с финансами норм - сухой гидрокостюм ДЛЯ СПЛАВА(цельный, раздельный), поддевка типа гидросилк либо флис). На озерах всегда холодно. в первую очередь ногам - рекомендую гидроботы с минимальными участками голого неопрена. попольше площади должно быть покрыто резиной. позу на катамаране подбирать более удобную для лучшей циркуляции крови в ногах. алкоголь и быстрые углеводы помогут согреться.
    вот такие пироги.
    обидно было кстати слышать "Как я уже говорил было холодно, влажно и мерзко"(с). это нормальная погода для карелии. я даже не заикаюсь про кольский. Возможно вам больше подойдет кавказ, абхазия.

1. Два мешка 70 на двоих.

Касательно снаряжения я и писал, что список для "таких походов и рек".

За Ваш опыт спасибо. На будующий год собираюсь на умбу

Не вижу ничего обидного в "холодно влажно и мерзко". Обычная констатация факта. Причем я против такой погоды ничего не имею. Даже инструкторы отмечали,что этот год гораздо холоднее прошлого

2. Прошлый (2014) - так вообще был курортный)

По поводу мембранных носков - имею личный опыт, как раз в Карелии, да и в теме на форуме Сплава многими подтверждалось - они для легких условий, в лужу наступить, не более. Промокают и держат воду внутри.

3. Панда, давно читаю ваш блог и приятно увидеть в ряду водников, приезжайте в следующем году к нам на Кольский на Умбу, отсутствие алканавтов гарантирую 8)

10. всем добрый день. Спасибо за всю информацию, очень интересно. Есть вопрос: Были на Шуе этим летом первый раз самостоятельно, все понравилось, может кто из опытных подскажет еще маршрут похожий, на дней 10 с прохождением минимум 5 часов в день. Заранее спасибо.

11. всем добрый день. Спасибо за всю информацию, очень интересно. Есть вопрос: Были на Шуе этим летом первый раз самостоятельно, все понравилось, может кто из опытных подскажет еще маршрут похожий, на дней 10 с прохождением минимум 5 часов в день. Заранее спасибо.

12. "Наловила плотвы"
    На фото окуни. Ваш кеп.

13. Уважаемый Панда-Сан по моему мнению, вы вели себя как матрасник а не сурвайвал, все основные впечатления от сплава Вы потеряли.

14. Спасибо за рассканный и показанный опыт.
    Подскажите название Ваших проводников.

15. Отличный отчёт. Не хотите разместить свой отчёт сплава здесь?

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.