Избранное сообщение

Переезд

В общем теперь у меня новый сайт. Тот же блог, но уже на домене первого уровня https://survivalpanda.ru/ Здесь же статьи продолжу выкладыва...

четверг, 18 августа 2016 г.

Пеший поход по Хибинам 30.07.16-7.08.16

В этой статье я хочу подробно рассказать о своем походе по Хибинам. Как он готовился и как он прошел. Какие я получил впечатления, что понравилось и не понравилось.

Обо всем этом читайте под катом.

Поделиться:

Итак. Все началось с великого взрыва с травмы колена. Думаю мои постоянные читатели следили за ходом реабилитации после операции, для остальных оставлю ссылки. один и два

Так вот, нога ведет себя хорошо и пора ее испытать. Поэтому надо идти в поход, желательно в горы и желательно не особо сложные. Ну и в этом году я так и не успел нигде сплавиться, не порядок.

В результате поиска гор, рек и маршрутов у меня и вырисовался Кольский. Пешка по Хибинам и сплав по Умбе. Про сам сплав читайте тут, а в этом отчете будет только пешая часть.

Собирать легкоходный рюкзак смысла не было т.к. хотелось проверить ногу под нагрузкой. Ограничил себя 20 кг, в них без особых проблем уложился. Подробнее об списке снаряжения можно почитать тут.

Лучшая погода за полярным кругом считается в начале августа, на эти даты и ориентировался.

Далее я заморочился непосредственно выбором маршрута пешки. Времени всего 8 дней, а хочется посмотреть побольше. В результате я выбрал следующую маршрутную нитку:

Нефелиновые пески – ущ. Юмъекор (н/к) – пер. Чорргор Северный (1А) – пер. Рисчорр (н/к) – оз.Академическое – пер.Академический (1А) – пер. Петрелиуса (н/к) – ущ.Рамзая (н/к) – оз. Малый Вудъявр – Кировск – Апатиты.

В итоге к Академическому озеру спускаться не стали. В остальном маршрут остался без изменений.

Пройденный трек можно скачать тут.

Скорый Москва-Мурманск довез нас до Нефелиновых песков. Время стоянки 1 мин. Платформы нет.

Накинули рюкзаки на плечи. В руки легли рукояти трек палок и мы двинулись в гору.

От станции идет тропка сквозь лес, которая затем выходит на ЛЭП.

Идем по лэпке до ручья Юмъекоруай. Вдоль этого ручья проходит тропинка по которой нам и надо идти. Высота постепенно набирается и мы входим в горный массив. Натыкаемся на вытоптанную площадку с множеством стоянок, делаем первый привал для завтрака.

Вообще по организации питания в этом походе есть отдельная статья. Прочитать ее можно по ссылке

Двигаемся дальше. Зеленка кончается и начинается "марсианский" каменистый ландшафт. Впереди в тумане скрывается первый перевал.

Подъем на Юмъекор. Погода отличная, тепло. Иду в одной футболке. Привыкаю к новому рюкзаку. Идется очень бодро.

Взгляд через плечо - именно от уровня озера мы и пришли. Это Большая Имандра, вдоль берега которой и проходит железка.

Переваливаемся через седловину и встаем на привал/перекус у мини ручейка. Рюкзаки Оспрей Кестрел 68 удалось купить за пол-цены, потому взяли сразу два одинаковых. Один мне, второй супруге. Подробнее в статье про снаряжение и отдельном обзоре.

Ботинки Lowa Mountain - первый их серьезных поход. Разочаровали, если честно, но об этом ниже.

Спуск в долину трудностей не доставил, сам перевал тоже очень лайтовый, даже дыхание не сбил.

Пришлось форсировать р. Гольцовка и ее притоки. Сами речки весьма бурные, но через них перекинуты шаткие мостики из бревнышек. Далее вышли к р. Маннепакх и двинули вдоль нее с набором высоты в сторону пер. Сев. Чоргор.

На бережке этого ручья устроили привал на котором пообедали.

Вышли за границу растительности поближе к перевалу, чтобы взять его сразу с утра свежими и отдохнувшими.

Разбили лагерь рядом с живописным водопадиком.

Новый вариант упаковки палатки Bask Pinnate 2. Гораздо компактнее предыдущего.

т.к. палатка самонесущая, не надо втыкать колышки в камень. Тамбура же можно оттянуть с помощью булыжников и трекинговых палок.

Для хорошего сна на камнях нужен удобный коврик. В этом походе мы применяли термарест Z lite.

Бивачная обувь - кроксы. Тяжелые, но удобные и фактически необходимые в дальнейшем сплаве.

Вода на ужин из водопада.

Используем котелок с радатором Fire Maple Feast K2.

Ужин

Вечерняя гигиена.

Т.к. в это время еще полярный день, светло даже ночью. Перед сном последний взгляд на начало маршрута.

Утро нас встретило похолоданием и низкой облачностью, которая буквально перетекала через гребень ближайшей скалы.

Стало прилично холодней и мы надели мембранки. я натянул БАСК MIXT NEOSHELL. Ходовые брюки - мои старые добрые FJALLRAVEN GREENLAND.

У супруги - баск графит. В качестве маршрутных штанов - терма сивера годобль.

Свежие и отдохнувшие мы начали подниматься навстречу Северному Чоргору. Это категорийный перевал - 1а.

Привал через пару часов движения.

Подьем вверх. Многие камни живые. Приходится идти аккуратно.

Вошли в облако. Начинает моросить легкий дождик.

В седловине скользкий снежник. Сунулись на него. Хорошо, что разглядели обрыв в конце.

Если вдруг упасть и не суметь самозадержаться, то в конце ждут "гостеприимные" острые камни.

Да и вот такие протаившие провалы тоже не сулят ничего хорошего, если на них наступить.

Обходим снежник по камням. Немного труднее зато безопаснее.

Вид с седловины. Впереди два часа утомительного спуска по сыпухе. Колени нагружаются очень сильно, но поврежденная нога особо не беспокоит даже без фиксирующего тутора.

Домики слева на фото - база КСС.

Спустились к озеру.

Решили готовить обед, довольно холодно. Надели утепляйки Sivera Шурга Про и Баск PML Altitude.

Вид на Чоргор со стороны долины.

Двигаемся дальше. Возникло неожиданное препятствие - брод через р. Кунийок оказался чисто автомобильным. Делать нечего. Придется немного намочиться.

Помните, что на переправе стоит расстегнуть пояс рюкзака и грудную стяжку, чтобы в случае чего рюкзак вас не утянул.

Далее по отличной грунтовке, очень бодро почапали в сторону пер. Рисчор. Цель, как обычно - подойти максимально близко к перевалу и встать на ночевку.

Снова неприятный сюрприз. С набором высоты ручей ушел под землю и мы остались фактически без воды. Спускаться обратно в долину желания не было никакого. Поэтому подошли к самому перевалу и встали лагерем.

Хорошо, что спускающиеся с перевала туристы нам рассказали про маленький родничок буквально в 100 метрах. Он был так укромно укрыт, что мы его проглядели.

С водой жизнь наладилась. Готовим ужин.

Собрал из камушков ветрозащиту для примусаС ним вообще вышла интересная история. Сначала мы хотели идти на газу с PCS Fire-Maple Fixed Star, но в последний момент узнали, что у одних наших знакомых на вокзале изъяли все газовые баллоны. Перспектива оказаться в горах без топлива нас не прельщала, поэтому буквально за пару часов для выхода "переобулись" на бензин.

Взяли галошу, но ей уже было лет пять, с донышка большого бутыля. Видимо бензин слегка протух т.к. горелка все время забивалась хлопьями сажи. Приходилось чистить практически каждый день.

Горячий чай - отличное завершение вечера.

Пара записей в журнал перед сном.

С утра погода испортилась. Стало еще холоднее и поднялся сильный ветер со стороны перевала.

Делать нечего, пошли наверх. В облаке с видимостью 50 метров, против ветра и дождя, который начался практически сразу. Взошли на седловину Южного Рисчора. Затем повернули направо и полезли на плато.

Наверху нас ждала совершенно сюрреалистическая картина. Ровный каменистый пейзаж в облаке с видимостью метров 30. Плато кажется бесконечным, а непрекращающийся дождик только усиливает уныние.

За 4 часа дождя вымокли насквозь даже хваленые мембраны. Настроение испортилось окончательно. Решили не идти к Академическому озеру. Все равно его красоты не были бы видны в тумане. Пошли на спуск с Академического перевала. Он категорийный - 1а и представляет собой отвратительную живую сыпуху. Очень легко подскользнуться, но еще страшнее вызвать осыпь, особенно если кто-то идет ниже.

Мы с супругой пошли зигзагом, я шел первым и грустил по отсутствию каски.

Дождь только усилился и мокрая сыпуха доставила немало проблем. Но в конце концов мы спустились в долину и уперлись в ручей. Благодаря ливню он был весьма бурным, и лезть в него мокрым и замерзшим совсем не хотелось. Поэтому приняли решение ставить лагерь.

Переоделись в сухое и начали готовить в тамбуре еду. Кто бы что не говорил, а бензиновой горелкой без проблем можно пользоваться в тамбуре. Естественно надо подходить к делу аккуратно.

С тех пор все завтраки готовили даже не вылезая из спальников.

Ближе к ночи дождь ненадолго прекратился и даже немножко выглянуло солнышко. Мы попробовали просушить вещи на ветру, но из-за высокой влажности прогресса не было никакого. А затем ливень зарядил вновь. Погода вообще на протяжении всего похода менялась очень быстро. От полностью ясного неба к тучам и дождю за 5-10 минут.

С невеселыми мыслями легли спать.

Утро встретило нас отличной солнечной погодой. До полудня сушили вещи. Хваленые лововские ботинки также промокли и не хотели высыхать еще целый день.

Затем выдвинулись. Переход ручья.

Задача на ходовой день - обойти хребет по долине и встать в районе перевала Петрелиуса.

Почва насыщена водой и не до конца высохшие ботинки промокли вновь.

Встретился фонтанчик бьющий прямо из-под земли.

В долине ручья Петрелиуса стоят несколько групп. А мы набираем высоту и уходим дальше.

На подходе к перевалу по традиции проблемы с водой. Иду до маленького водопадика в расщелине.

Т.к. пришли на стоянку не очень поздно и еще оставались силы, то решили пофотографировать. Вот, что пара перевалов делает с практически новыми ботинками. Наличие более высокого резинового ранта однозначно бы защитило носы ботинок от повреждений. К концу похода из состояние стало еще хуже.

Вид сбоку

А вот как выглядит защита носка на тряпичных ботинках Асоло.

Нашли вот такие артефакты. Находятся же люди готовые тащить в гору стекло...

Ну и конечно его надо выбросить. Вообще в Хибинах довольно мало мусора, но он все ж встречается.

Особенно часто натыкаешься на порванные берцы. К чему бы это...

Подъем на перевал Петрелиуса.

Взгляд с седловины. Сам по себе перевал оказался весьма легким.

Встали у истоков реки Малая Белая. Очень популярное место. Ходит мимо много групп. Потрясающая красота множества ручейков, водопадиков и озерец переходящих в одну реку.

Забор воды в складное тканевое ведро. Очень удобная штука.

Осмотревшись на месте решили тут же сделать дневку.

Супруга тут же побежала фотографировать ягодки и ручейки.

Несколько групп встали неподалеку. Вдалеке виден перевал.

Устроили пострирушки

Передневалив двинулись к крайнему препятствию за этот поход - ущелью Рамзая.

Оставляем позади гостеприимную долину, вдалеке озеро Большая Имандра.

Провели еще одну ночь в долине откуда вышли к горнолыжной базе в окрестностях Кировска.

На такси доехали до Апатит, где переночевали в гостинице Аметист. На следующее утра нас на вокзале ждала группа для сплава...но это уже следующая история.

Теперь несколько выводов из всего мероприятия:

Маршрут подобран хорошо - много красивых мест, достаточно перевалов, как н/к, так и единичек. При этом график не напряжный и позволил сделать одну дневку.

С погодой повезло. Проливной дождь целый день шел только один раз. В остальном с утра было солнечно или просто облачно,а дождик собирался к вечеру, когда уже была поставлена палатка.

Суммарная нагрузка от 20кг рюкзака и от перемещения по рельефу перенеслась хорошо. На спусках периодически начинали болеть колени,но оба одинаково,а значит тмоя травма никак не сказалась.

Одежда и снаряжение подобрано даже с избытком.

Еда - очень вкусная и разнообразная.

А пока на этом все. Спасибо за внимание!

Поделиться:

1. Красивые места и красивые фото! Спасибо! Черники хоть наелись? У нас на Кавказе сейчас тоже начинается черника, но немного другая (ваша вкуснее :-)).

2. "Это Большая Имандра" - поправочка просто Имандра, нет большой или малой. Такое относится лишь к Вудъявру.
    Поздравляю вас с погодой. Повезло - это лето чуток получше прошлого, но дождей все равно атас, даже норги и те этим летом промахиваются с прогнозами.
    а обувь должна быть трекинговая, легкая, с жесткой подошвой и поднятыми сильно бортами, носом и прочно сидящая на ноге.
    кроксы удобны для брода. на стоянке данная модель удобна лишь быстрым одеванием, в остальном не эффективна: тяжелая, продувается и забивается всеми природными элементами.

1. В походе по В.Саянам (Тункинские гольцы), с которого вернулись неделю назад, у одного участника тоже были кроксы. Так же показались малопонятной вещью. Типа брались как универсальное средство: для лагеря и для бродов. Вторых, благодаря погоде, не оказалось, но я броды предпочитаю (привет, Кодар!) брать с ходу и подбирать снаряжение так, что бы сохло быстро и не доставляло дискомфорта в мокром состоянии (обувь). Прочие участники были не согласны и брали что-то дополнительное, в чём можно бродить. В результате: ноги были часто мокрыми почти у всех, кроме меня, просто от того, что была роса и заболоченные участки тропы (буквально по рант ботинка). По окончанию похода на вопрос: у и смысл переобуваться, переходить брод, а потом опять обуваться в мокрую обувь, когда можно брать сходу, был лишь потупленный взор. Весной вообще был переход, на котором 24 брода. Если на каждом переодеваться...

А из дополнительной обуви для лагеря - простые тапочки-сланцы из пено-чего-то-там. В крайнем случае режутся на поплавки или растопку. Не весят почти ничего.

2. На генштабовке написано Большая Имандра.

Да,с погодой повезло. В прошлом году намерзся в Карелии.

Кроксы удобны все время. Надеваются и снимаются быстро. Не слетают. Не набирают воду. Нога в них не проскальзывается вперед в отличие от шлепанцев. Может использоваться в качестве сплавной

Тяжелая - да

Броды с ледяной водой по бедро с ходу - это серьезно конечно. Но помоему лучше не мочить ходовые штаны. Если основные ботинки промокли от росы, то все равно они не настолько сырые и холодные,чем если чрез верх в них река затечет.

Сланцы из пены с фиксацией за перемычку между пальцами очень неудобны, мне они натерают, эта перемычка постоянно отваливается, дальше десяти метров в них не пройдешь, если нога мокрая то скользит, на носки не наденешь

3. Да, судя по всему вопрос бродов - достаточно религиозная тема :) На упомянутом мною Кодаре были участки когда просто приходилось идти по реке (воды, с учётом течения, выше колена). Но там и дождь нас сопровождал 10 дней из 14. Плюс очень помогают плотно подогнанные гамаши - с ними неширокие речки глубиной до колена форсируются вообще без потерь. Ну и у меня ходовки сохнут без дождя за переход (45-50 мин), а с дождём... они и так мокрые: со штормовыми или мембранными я вымокаю от своего пота, поэтому не использую. В этот поход, кстати, отлично себя показали Сплавовские Panzer Hard, боялся, что будет жарко, а было комфортно.

3. Здорово. Читал с удовольствием. Только нет списка снаряжения, ссылка, видимо, не получилась. Поздравляю с восстановлением

1. Список снаряжения будет публиковаться отдельно, тогда и ссылки вставлю

4. Привет! Хороший отчет. Расскажи про расскладку. Что готовил сам до похода? Сушнина, сублиматы?
    Спасибо.

1. Статью про питание сегодня выложу. Естественно все сухое

5. На какой объектив снимали ягодки?

1. все снималось на старый мануальный полтинник minolta

6. Привет от тех, кто был на Академическом 9/10-го августа :) Погода там за это время лучше не стала...

7. Спасибо за отчёт! А можно подробнее про изъятие баллонов - кто изъял и как нашли? Не припомню обысков рюкзаков в поездках на поездах.

1. Металлдетекторов и сканеров по типу аэропортов всё больше на вокзалах. А по правилам, газ относится к легковоспламеняющимся и взрывчатым веществам, что запрещено к провозу (кстати! как и бензин, типа Галоши). С востока до Урала пока проблем нет, в Москве, судя по всему более строго.

2. Сейчас на всех вокзалах рюкзаки прогоняют через сканеры,как в аэропортах. Видимо баллоны хорошо видны. Из последнего я знаю про две группы у которых изъяли баллоны. Одна в саяны ехала,другая с кавказа возвращалась.

3. Точно, спасибо, надо проверить будет систему. Я так полагаю, можно договориться, чтобы на следующей по пути станции (не вокзальной) закинули с пирожками баллонов пяток. Благо, у нас она всего в 20км.

4. А вот что касается галоши,то тут все просто. Налитая в бутылки из под минералки на сканерах ничем от оной не отличается
      На самом деле отличается. Нормальные рентгеновские интроскопы умеют различать различные материалы с использованием эффекта Комптоновского рассеивания. Просто операторы на воказалах этого не знают (а в аэропортах -- прекрасно знают).

5. в любом случае,как я понимаю, металл баллона дает более резкую контрастную картину, чем пластиквая бутылка с жидкостью

8. Имандра делится на три основные части Большая, Экостровская и Бабинская. Сказать "Это Большая Имандра" находясь в районе Большой Имандры не есть ошибка.

Брода через Кунийок можно было избежать - в километре база КСС, там есть мост. Да и место интересное.

Прошли мимо ущелья Аку-Аку, не заглянули на Рисйок (Красивый) водопад... От незнания или так было по плану, но считаю что зря, т.к. оба места визитные карточки Хибин.

1. Брод - это весело. Смысла обходить не было.

Мимо водопада проли и не хотелось. Слишком там много людей было, громкие. Стараюсь в походах поменьше с людьми встречаться. По той же причине на ксс не пошли.

2. Уточню по вашему маршруту.
      Перевал Восточный Петрелиуса. Есть еще Западный - симметрично относительно горы Петрелиуса.
      И аналогично - Южный Рисчорр.
      В хорошую погоду это озеро потрясающе красиво: 67.696001, 33.472689.
      Приходите еще :) Севернее КСС есть не менее красивое озеро и другие красивые места.

9. Отличный поход и как всегда шикарный отчёт!)

10. Да-да, баллоны надобно изымать, страшно даже подумать с какими коварньыми целями их могут использовать туристы...Ниче, скоро и топорьы с ножами изымать будут....

11. а что за упаковочный чехол для палатки?

1. Мешок компрессионный из "силиконки" мод.2

12. А что на счёт "живности", много было комаров, клещей, мошки?

1. комаров было немного. В зоне леса больше,выше-меньше. Мошкары и клещей не было

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.